Режиссер театра «Кириллица» Константин Бутин: «Мы создаем миры – это увлекательно»
Студенческий театр «Кириллица» работает с 2015 года. Его руководитель и режиссер Константин Бутин рассказал о закулисье, работе с молодыми актерами и о том, в чем разница между «желать быть на сцене» и «играть».
- «Кириллица» – единственный молодежный театр высокого уровня в Пензе. Это неоднократно подтверждалось наградами регионального и окружного уровня. А что было до «Кириллицы»?
– Были ребята, которые занимались творчеством в Пензенском госуниверситете. В основном, выпускники естественно-географического факультета.
– Первый спектакль тоже прошел в университете?
– Да, мы поставили «Шукшинские рассказы». Решился заняться спектаклем, когда понял, что уже не могу не ставить его. У нас на тот момент уже были декораторы, актеры.
– Первый показ был успешным?
– Идеальных и одинаковых спектаклей не бывает. «Хорошесть» и успех измеряются не наличием недочетов, а психоэмоциональным состоянием зала. Актер может забыть реплику, сломать реквизит, за кулисами не вовремя включится музыка – это все недостатки. Но при этом весь спектакль в итоге оказывается прекрасным из-за атмосферы и заряженности зрителей. А можно сделать идеально, но получить тишину из зала.
– Когда спектакли с университетского уровня начали переходить на профессиональный?
– Мы с первых дней относились к работе профессионально. Вырос масштаб, но эти изменения были постепенными. «Шукшинские рассказы» до сих пор идут, прошло восемь лет, а они ничем не хуже нынешних постановок.
– Сейчас труппа «Кириллицы» состоит только из студентов?
– Нет, у нас есть профессиональные актеры, выпускники вуза. Каждый раз очень радует, что ребята, окончившие университет, остаются с нами.
– Как актеры к вам попадают?
– Чаще всего я замечаю их на сцене на разных мероприятиях.
– Есть критерии отбора?
– Нет. Прийти может любой желающий, но есть существенная разница между «желать быть на сцене» и «играть». Это как мечтать о полете на Луну и действительно его совершить. Можно быть талантливым, харизматичным, но не обладать банальной пунктуальностью. Нужно уживаться с людьми, держать себя, чтобы не сносило крышу от узнавания, от успеха. Важно, чтобы коллектив мог на тебя положиться. Только у врачей дедлайн жестче, чем у театралов. Есть спектакль, на него придут люди - ты либо готов к нему, либо нет.
– Актеры сложны в общении?
– Как правило, это очень притягательные и харизматичные люди. Вопрос только в том, как долго вы будете с ними общаться
- Тематика постановки влияет на атмосферу в коллективе?
– Скорее, на атмосферу влияют люди. Например, когда к нам приходит актриса пензенского Драматического театра и народная артистка России Галина Репная, все сразу же хотят поговорить с ней, спросить совет. Сразу чувствуется, что человек задал определенный тон. Бывает, что в сцене участвуют мальчишки 18-20 лет. Они просто бесятся, носятся за сценой - тоже своя атмосфера.
– Как вы организуете подготовку начинающих актеров?
– Полноценная подготовка была в прошлом году. К примеру, любой желающий мог прийти на мастер-классы «PRO театр». Проект организовывали при поддержке Росмолодежи. На мастер-классах можно познакомиться с театром как явлением, начиная от создания костюмов и заканчивая биомеханикой Мейерхольда.
– Какое из достижений «Кириллицы» для вас самое значимое?
–В этом году наш актер Илья Рязанов занял второе место на всероссийском конкурсе «Студенческая весна» с монологом из постановки «Остров Инишмаан». Успехи подопечных для меня многое значат, потому что режиссер делает свою работу с их помощью. Я вижу огромный творческий рост ребят: они пришли совсем зелеными, все еще молоды, но я могу назвать их профессионалами.
– У режиссера есть желание самому выходить на сцену?
– Я периодически делаю это, на постоянной основе играю в «Шинели». Считаю, что режиссер должен обладать актерской природой. Моя игра дает мне понять, что я требую от других людей. Спектакль - это время, за которое нужно прожить жизнь в сжатом порядке, но при этом оставаться в сверхконцентрации.
– Сколько личного времени занимает режиссерское дело?
– Практически все время. Ведь спектакль рождается в голове, а то, что происходит на сцене – плод твоих фантазий. Пока ты не выпустишь постановку, будешь думать о ней постоянно.
– Получается, профессией нужно жить?
– Мы создаем миры, это увлекательно. Тут нет модального глагола «нужно», это все делается по большой любви.
– А кризис идей случается?
– Театральные режиссеры работают с готовыми текстами - нужно найти то, что резонирует и отзывается. Я смотрю на 90-летних и 80-летних режиссеров и понимаю, что даже их кризис идей не тревожит. Тодоровский-младший говорил: «Режиссеры не стареют, они умирают детьми». С возрастом наоборот расширяется круг тем, ты можешь говорить о более сложных вещах, накапливается жизненный опыт.
– Что бы вы посоветовали начинающим актерам и режиссерам?
– Быть собой, но не в растиражированном околопсихологическом смысле. «Быть собой» – значит исходить из себя, не пытаться строить кого-то другого. В искусстве уже было все, кроме вас, так что пусть это будут ваши слезы, ваши улыбки и жизненный опыт.