29 апреля 2024, ПН, 05:27
7 августа 2023 Интервью

Режиссер театра «Кириллица» Константин Бутин: «Мы создаем миры – это увлекательно»

Автор:Юлия Акимова
фото:https://vk.com/butin1983/https://vk.com/teatr_pnz

Студенческий театр «Кириллица» работает с 2015 года. Его руководитель и режиссер Константин Бутин рассказал о закулисье, работе с молодыми актерами и о том, в чем разница между «желать быть на сцене» и «играть».

- «Кириллица» – единственный молодежный театр высокого уровня в Пензе. Это неоднократно подтверждалось наградами регионального и окружного уровня. А что было до «Кириллицы»? 

– Были ребята, которые занимались творчеством в Пензенском госуниверситете. В основном, выпускники естественно-географического факультета. 

– Первый спектакль тоже прошел в университете? 

– Да, мы поставили «Шукшинские рассказы». Решился заняться спектаклем, когда понял, что уже не могу не ставить его. У нас на тот момент уже были декораторы, актеры. 

– Первый показ был успешным? 

– Идеальных и одинаковых спектаклей не бывает. «Хорошесть» и успех измеряются не наличием недочетов, а психоэмоциональным состоянием зала. Актер может забыть реплику, сломать реквизит, за кулисами не вовремя включится музыка – это все недостатки. Но при этом весь спектакль в итоге оказывается прекрасным из-за атмосферы и заряженности зрителей. А можно сделать идеально, но получить тишину из зала. 

– Когда спектакли с университетского уровня начали переходить на профессиональный? 

– Мы с первых дней относились к работе профессионально. Вырос масштаб, но эти изменения были постепенными. «Шукшинские рассказы» до сих пор идут, прошло восемь лет, а они ничем не хуже нынешних постановок. 

– Сейчас труппа «Кириллицы» состоит только из студентов?

– Нет, у нас есть профессиональные актеры, выпускники вуза. Каждый раз очень радует, что ребята, окончившие университет, остаются с нами. 

– Как актеры к вам попадают? 

– Чаще всего я замечаю их на сцене на разных мероприятиях.  

– Есть критерии отбора? 

– Нет. Прийти может любой желающий, но есть существенная разница между «желать быть на сцене» и «играть». Это как мечтать о полете на Луну и действительно его совершить. Можно быть талантливым, харизматичным, но не обладать банальной пунктуальностью. Нужно уживаться с людьми, держать себя, чтобы не сносило крышу от узнавания, от успеха. Важно, чтобы коллектив мог на тебя положиться. Только у врачей дедлайн жестче, чем у театралов. Есть спектакль, на него придут люди - ты либо готов к нему, либо нет. 

– Актеры сложны в общении? 

– Как правило, это очень притягательные и харизматичные люди. Вопрос только в том, как долго вы будете с ними общаться

- Тематика постановки влияет на атмосферу в коллективе? 

– Скорее, на атмосферу влияют люди. Например, когда к нам приходит актриса пензенского Драматического театра и народная артистка России Галина Репная, все сразу же хотят поговорить с ней, спросить совет. Сразу чувствуется, что человек задал определенный тон. Бывает, что в сцене участвуют мальчишки 18-20 лет. Они просто бесятся, носятся за сценой - тоже своя атмосфера.

– Как вы организуете подготовку начинающих актеров? 

– Полноценная подготовка была в прошлом году. К примеру, любой желающий мог прийти на мастер-классы «PRO театр». Проект организовывали при поддержке Росмолодежи. На мастер-классах можно познакомиться с театром как явлением, начиная от создания костюмов и заканчивая биомеханикой Мейерхольда. 

– Какое из достижений «Кириллицы» для вас самое значимое? 

В этом году наш актер Илья Рязанов занял второе место на всероссийском конкурсе «Студенческая весна» с монологом из постановки «Остров Инишмаан». Успехи подопечных для меня многое значат, потому что режиссер делает свою работу с их помощью. Я вижу огромный творческий рост ребят: они пришли совсем зелеными, все еще молоды, но я могу назвать их профессионалами. 

– У режиссера есть желание самому выходить на сцену? 

– Я периодически делаю это, на постоянной основе играю в «Шинели». Считаю, что режиссер должен обладать актерской природой. Моя игра дает мне понять, что я требую от других людей. Спектакль - это время, за которое нужно прожить жизнь в сжатом порядке, но при этом оставаться в сверхконцентрации. 

– Сколько личного времени занимает режиссерское дело? 

– Практически все время. Ведь спектакль рождается в голове, а то, что происходит на сцене – плод твоих фантазий. Пока ты не выпустишь постановку, будешь думать о ней постоянно.

– Получается, профессией нужно жить? 

– Мы создаем миры, это увлекательно. Тут нет модального глагола «нужно», это все делается по большой любви. 

– А кризис идей случается?

– Театральные режиссеры работают с готовыми текстами - нужно найти то, что резонирует и отзывается. Я смотрю на 90-летних и 80-летних режиссеров и понимаю, что даже их кризис идей не тревожит. Тодоровский-младший говорил: «Режиссеры не стареют, они умирают детьми». С возрастом наоборот расширяется круг тем, ты можешь говорить о более сложных вещах, накапливается жизненный опыт.

– Что бы вы посоветовали начинающим актерам и режиссерам? 

– Быть собой, но не в растиражированном околопсихологическом смысле. «Быть собой» – значит исходить из себя, не пытаться строить кого-то другого. В искусстве уже было все, кроме вас, так что пусть это будут ваши слезы, ваши улыбки и жизненный опыт. 

Юлия Акимова
Юлия Акимова