Студент Пензенского государственного университета Сергей Митрофанов о том, что дает участие в «студвеснах», подготовке певца к выступлению и восприятии пензенцами академической музыки.

- Для фестиваля «Российская студенческая весна» ты выбрал арию Каварадосси из третьего акта оперы Джакомо Пуччини «Toska», и выступление принесло тебе первое место. Почему выбор пал на это произведение?

- Эта ария мне ближе по духу и тесситуре (Сергей Митрофанов – тенор, прим.ред.), поэтому я решил выбрать его для студвесны. До фестиваля это произведение знал поверхностно, исполнил его впервые на региональной студвесне.

- Это уже третья твоя студенческая весна российского уровня. Чем так притягивает участников фестиваль?

- Российская студвесна – это больше, чем конкурс. Это возможность хорошо провести время и пообщаться с безумно интересными людьми. Фестиваль проходил в Нижнем Новгороде. Когда мы приехали к гостинице, увидели на лавочках других ребят – они сидели, разговаривали. Я говорю: «Ребят, вы откуда?». - «Из Самары». – «На студвесну?». – «Да». – «Споем?». - «Давай споем, только что?». - «Да неважно, сейчас принесу гитару». И мы подружились. Все ребята, которые  приезжают, очень дружелюбные, талантливые. Хочется ездить на студвесну, погружаться в атмосферу веселья, творчества. Это важное мероприятие, особенно для учащихся первых-вторых курсов, которые хотят заниматься творческой деятельностью, это хороший толчок для развития.

- Выступления ребят из одного региона на студвесне связано общим сценарием?

- Нет, участники разделены на группы, каждый выступает со своим номером, и их оценивают внутри номинаций – к примеру, «Академический вокал», «Эстрадный вокал», «Современный танец» и так далее.

- Твоя третья студвесна российского уровня отличалась от первой?

- Кардинально отличалась. Раньше я относился к этому мероприятию совершенно по-другому. Я считал, что это именно конкурс, что нужно приехать, всех победить, все показать. Очень волновался из-за этого, думал: «Надо сделать что-то невероятное!». А в этот раз я понимал, что это праздник, фестиваль, и надо взять от него по максимуму – поучаствовать не только в конкурсной программе, но и в различных мероприятиях, экскурсиях. У нас была возможность посмотреть Нижний Новгород, архитектура прекрасная у этого города, мы погуляли, побродили, узнали много нового для себя.

- Ты сказал, что впервые взялся за арию Каварадосси на студвесне. Как вообще проходит работа исполнителя с произведением?

- Вокальное искусство – это не только голос, это эмоции, чувства, и я обязан знать перевод текста, понимать чувства персонажа. Смотрю постановки иностранных оперных театров на видео, в данном случае слушал Пласидо Доминго, потому что для меня это один из лучших исполнителей арии Каварадосси. Стараешься все это прочувствовать, донести эмоции до зрителей и членов жюри.

- Как начался твой музыкальный путь?

- Когда мне было семь лет, мама привела меня в первую музыкальную школу. Отучился, ну и в плане образования - чтобы корочки были - больше я нигде не занимался. Когда поступил в ПГУ на факультет физико-математических и естественных наук, стал заниматься вокалом с педагогом Еленой Гуляевой. Все, что я сейчас умею, все, что могу, - это благодаря ей.

- А почему академический вокал?

- Начинал я не с него. Я рос на советских фильмах, с детства любил советских исполнителей – Хиля, Магомаева. Так сложилось, что в музшколе специальность была хоровая, там пели именно такие песни. В 16 лет я начал работать в филармонии, там изучал уже классику. Сейчас в моем репертуаре около 100 произведений, но я очень старомоден, академический вокал мне ближе всего.

- Сколько лет ты уже являешься солистом Губернаторской симфонической капеллы?

- В 2013 году я стал выступать в хоре на добровольных началах, потом меня взяли на половину ставки, затем на ставку. В 2016 году выступил сольно, и меня пригласили стать солистом.

- Как Пенза воспринимает академическую музыку?

- Положительно. Не скажу, что огромное количество зрителей, что всегда полные залы, но на три четверти залы всегда заполнены, если не брать пандемию в расчет.

- Выкладываешь свои выступления в тик-ток или на другие площадки?

- У меня есть инстаграм, но свои работы я там не размещаю.

- Почему? Сейчас многие постят – исполнят одну песню, назовут себя певцом и постят.

- (Смеется) Я считаю, что это не нужно. Академическое искусство смотрится больше на сцене с живым звуком, когда играет симфонический оркестр, ты поешь, и зритель в зале ощущает весь спектр эмоций.

- Бывает так, что чувствуешь пресыщение классической музыкой?

- Не сказал бы, что бывает. Иногда просто хочется побаловаться - что-нибудь из рока спеть. Так как играю на гитаре, когда с друзьями собираемся на рыбалке, на шашлычках, начинается – и «Короля и шута» могу спеть, и «Арию», и «Сектор газа».

- Поешь их в академической манере?

- (Смеется) Нет, так, как пели сами исполнители.

- Ты учишься на последнем курсе. Получается, в этом году была твоя последняя «студвесна»?

- В следующий раз хочу отправиться туда в качестве делегата или в каком-то ином качестве, надеюсь, эта «студвесна» не станет для меня последней.

Также вы можете прочитать другие интервью.