28 марта 2024, ЧТ, 18:02
9 апреля 2021 Интервью

Иван Бабухадзе: «В Пензе региональный ритейл задает темп федеральным сетям»

Колебание цен на основные продукты питания, произошедшее в начале нынешнего года, стало предметом внимания федерального центра. Участие в переговорах о стабилизации ситуации принял директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе. Общественное объединение влияет на многие вопросы, являющиеся социально чувствительными. Одна из важнейших функций, которую выполняет Союз – защита интересов местных производителей, фермеров и региональных торговых сетей. От того, насколько громко звучит голос регионов, в конечном итоге зависит экономическая ситуация в целом по стране и в отдельных ее уголках.

- Сколько ритейлеров сегодня входит в Союз независимых сетей России?

- На сегодняшний день это 36 компаний, работающих от Калининграда до Камчатки, общим количеством 2,5 тысячи магазинов. Совокупный оборот компаний за 2019 год составил 370 миллиардов рублей.

- Как пандемия коронавируса повлияла на региональные торговые сети? Есть ли общие тенденции для всех регионов?

- Безусловно, пандемия повлияла не только на региональный ритейл, а на весь, особенно это коснулось торговых центров где есть магазины, падение трафика привело к падению выручки. При этом сокращение по арендным платежам за этот период со стороны ритейла не было. 

У многих региональных сетей есть такие направления как пекарни, кафетерии, которые открывают при магазинах. Они испытывали достаточно  большие сложности  в связи с падением числа посетителей и существенными ограничениями. Это не могло не повлиять на общие финансовые показатели компаний. И этот минус серьезно отразился на увеличении затратной части  в общем бюджете сетевиков.

В целом ритейл – это одна из немногих отраслей, которая в пандемию так или иначе работала и не останавливалась, успешно справившись с главной задачей – обеспечение людей продовольствием и товарами первой необходимости.

Положительным моментом является развитие новых сервисов. Пандемия, безусловно, привела к росту онлайн-продаж,  доставки еды. Сервисы, которые ранее были только в проработке, сейчас активно вошли в нашу жизнь.

- Вы говорили, что не отказались от идеи проводить консолидированные закупки, однако мешает запрет ФАС. Продолжаются ли переговоры с правительством и антимонопольной службой по этому вопросу?

- Мы понимаем, что консолидированные закупки приведут в первую очередь к объединению, в том числе, региональных фермеров. Мы себя называем большим локомотивом локальных производителей.  В этом случае у нас пока в законодательной базе есть такой пункт как «картельный сговор». Однако подобные закупочные союзы успешно работают на всей территории Европы. Они  востребованы и пользуются большой популярностью. Мы  ведем переговоры с министерствами, в том числе и с правительством РФ и с ФАС. Цель - внесение изменений в закон, при которых консолидированные закупки будут легализованы. Я не хочу забегать вперед, но думаю, что в этом году мы должны добиться положительного результата в этом направлении.

- Как, на Ваш взгляд, можно способствовать решению проблемы, с которой сталкиваются региональные фермерские хозяйства: большинство из них работают без НДС, в отличие от сетевых ритейлеров. Это становится дополнительной преградой к попаданию на полки в магазинах.

- Мы покупаем продукцию с НДС, без НДС мы ее покупать не можем, соответственно, наши сети работают в правовой налоговой базе, которая на сегодняшний день действует на территории РФ, поэтому здесь перекоса быть не может. Что касается вообще фермеров или локальных  производителей, конечно же, там есть проблема, связанная с  попаданием на полку к более крупному ритейлу. Но наши региональные сети в  большей части используют местных производителей, потому что у федеральных брендов невозможно получить достаточно конкурентную цену, что мы считаем несправедливым. И торговый Союз позволяет нам вести переговоры по этому вопросу.

У локальных производителей есть проблемы с развитием бизнеса, особенно за последний период времени, это связано, в том числе, и с пандемией, и сокращением производственного направления и увеличением затрат. Поддержание региональных производителей и фермеров – это очень правильное направление, которое необходимо развивать.  Поддержка должна исходить не только со стороны ритейла, но и со стороны государственных органов исполнительной власти, как местных так и федеральных.

- Какие практики региональных ритейлеров Вы считаете передовыми? Отличается ли Пенза от других регионов?

- В Пензе перегружена конкурентная среда. В регионе достаточно активно работают  крупные федеральные компании, и их немало. Но есть локальные сети, которые успешно противостоят данному явлению, что является необходимой частью здоровой конкурентной среды. В противном случае ни у покупателя, ни у местного фермера или производителя в принципе не было бы перспектив и решений.

В Пензе активно развивается фермерство и производство,  местный ритейл задает темп в том числе и федеральным сетям. Это мы видим, в том числе, по развитию нашего союзника– крупнейшего ритейлера «Караван». Те инновации, которые они сегодня применяют у себя в регионе, позволяют быть востребованными у потребителя, ведь потребитель – это самое чувствительное звено. Играет роль все: и ценообразование, и ассортимент продукта, который в первую очередь, еще раз подчеркну, на полке представлен местными производителями. А если бы не было регионального ритейла, то и местных производителей бы не было, потому что попасть на полку к крупному федеральному ритейлеру невозможно.

Именно региональный ритейл в Пензе и других регионах является основным локомотивом по развитию местных производителей и фермеров.

- В этом году правительство вернулось к вопросу госрегулирования цен на продукты питания, премьер-министр подписал ряд постановлений, действие которых завершится в первом квартале 2021 года. Что потом? Как, на Ваш взгляд, ситуация будет развиваться дальше?

- Регулирование цен было в первую очередь по двум группам товаров: это сахар и масло. Понятно, что президента РФ взволновала ситуация с резким скачком цен. Представителям сельхозпроизводства и торговли было предложено посмотреть на ситуацию повнимательнее и пожить в течение трех месяцев в рамках добровольного соглашения, ограничивающего рост цен. На протяжении всего периода соглашение выполнялось безукоризненно, что позволило внимательно изучить экономическую подоплеку вопроса  и увидеть реальную картину изнутри. Я предполагаю, что по завершении действия данного соглашения ситуация будет стабильная, рыночная, без резких скачков в ценообразовании.

Бизнес должен сам разбираться на своей кухне, не дожидаясь окриков сверху. Государственное регулирование – это не есть правильный инструмент в данном случае. По этим двум группам товаров возникла резкая социальная необходимость. Понятно, что доводить ситуацию до такого состояния - это не совсем правильно. Мы внутри должны смотреть на то, как у нас работает и развивается сельское хозяйство и, соответственно, корректировать действия.

Хочу подчеркнуть, что здесь региональный ритейл был активным участником, несмотря на то, что  было достаточно тяжело соблюдать правила данного соглашения регионам, удаленным от центральной части страны. Но, тем не менее, нам совместно единой командой: государство, ритейл, производители, торговые союзы - удалось это сделать и ситуация стабилизировалась. Но в будущем, подчеркиваю, бизнес должен сам регулировать подобные вопросы. Это более правильный рыночный инструмент.