28 ноября 2024, ЧТ, 03:28
10 февраля 2021 Интервью

Уборка снега, потребность в специализированной технике и перспективы. Большое интервью с замдиректора Департамента ЖКХ Пензы

фото:Пенза-Взгляд

Журналист портала «Пенза-Взгляд» встретился с заместителем директора Департамента ЖКХ Пензы Валерием Яцко, чтобы узнать, как убирают дороги и тротуары областного центра в зимний период.

- Валерий Владимирович, МКУ «Департамент ЖКХ города Пензы» является заказчиком услуги по содержанию автомобильных дорог общего пользования, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, мостов и путепроводов, ливне-дренажной сети, локальных очистных сооружений (ЛОС) ливневой канализации и канализационных насосных станций (КНС) ливневой канализации, дорожных знаков, ИДН (искусственных дорожных неровностей), светофорных объектов в границах городского округа города Пензы. Устраивает ли вас качество этих услуг, которые выполняет МУП «Пензадормост», в частности, уборка снега с проезжей части дорог и тротуаров, а также вывоз снежных масс?

Удовлетворены, но не в полной мере. Поясню. Естественно, оценка качества услуг складывается из того, что у нас в контракте заложено и, особенно в зимний период, из погодных условий. Дело в том, что у нас в департаменте смета формируется за полтора-два месяца до торгов, то есть смета на первый квартал формируется в начале ноября, когда предсказать, какой будет погода зимой, не мог никто. И если взять, к примеру, вывоз снега в прошлом году, то у нас произошло расторжение контракта на сумму порядка 30% от первоначально запланированного. В этом году мы объявили дополнительные торги на вывоз снега - плюс 60% к запланированному. То есть, если изначально была сумма на 250-260 тысяч кубов (снега – прим. ред.) под вывоз, то позже мы дополнили к ним еще 190 тысяч.

Какая зима, тоже все пензенцы видят - за январь норма осадков превышена чуть ли ни на 200%, причем осложнили ситуацию перемены погоды. Оттепели, за ними морозы. Погода такая, что сейчас максимально трудно все это вывезти. Как это все отдирать, чтобы не повредить покрытие и бордюры, непонятно. То есть неизвестно, по какой шкале все это оценивать... Где-то на «тройку».

- То есть при составлении сметы на текущую зиму вы ориентировались на прошлый год?

Не на прошлый. Брали среднее. К примеру, по вывозу снега брали 240 тысяч кубов в год. Соответственно, из расчета этого показателя и закладывалась сумма. То же самое по реагентам – грубо говоря, это 9 тысяч кубов чистой соли, 35-40 тысяч кубов пескосоляной смеси.

Часть магистралей мы обрабатываем галитом - технической солью, часть - пескосоляной смесью, ее же используем на тротуарах, так как необходимое количество реагента нам пока не по карману. Если, к примеру, закладывать полностью потребность города в реагентах, то 40 миллионов уйдет только на галит, а если использовать реагент «Бионорд», то это 210 миллионов рублей. Это в 6-7 раз больше, чем заложено сейчас.

Кроме того, под реагенты нужна соответствующая техника, так как их нужно точно дозировать. В настоящее время таких машин в МУП «Пензадормост» всего 8-9. Есть 36 или 38 машин КДМ (сокращение от «комбинированная дорожная машина» - прим. ред.) – это автомобиль на специальном шасси с возможностью установки оборудования различных типов (либо уже установленным оборудованием - прим. ред.). Новая машина с такими характеристиками будет стоить 8-10 миллионов. На улично-дорожную сеть такого города как Пенза их нужно порядка 64 единиц. То есть сейчас покрывается около 50 процентов потребности в технике.

- Как тогда добиться того, чтобы снег с проезжей части вовремя убирался? Ведь недостаточная ширина проезжей части напрямую сказывается на движении и приводит к заторам.

Полностью согласен. Но тут выход только один - изыскивать средства и покупать больше дорожной техники. С тем что есть, такие аномальные снегопады, которые были в январе, нас однозначно поставят в тупик, и в срок мы вывезти снег не сможем.

Общая протяженность уличной сети - порядка 700 километров. Как я уже сказал, в комбинированных дорожных машинах потребность 50%. Нужны грейдеры. Если сейчас в МУП «Пензадормост» их 6, то нужно 14, нужны роторы и прочая техника. Но новая техника дорого стоит, а та что есть, уже далеко не новая. Если в прошлом году «Пензадормост» закупил 4 новых машины КДМ, то на этот год пока все в стадии обсуждения. Единственное, что известно - одну единицу приобретут на средства регионального бюджета. Эта техника универсальная и пригодится для мойки шумозаградительных экранов на мостах города.

Обсуждаются два варианта – приобретение крупногабаритных КДМ-машин или малогабаритных на базе УАЗов. Сейчас таких (УАЗ - прим. ред.) в МУП «Пензадормост» две, но они видали виды и перешли в организацию «по наследству» от одного из предприятий-банкротов. Таких «уазиков» на город нужно 8 штук, при стоимости каждого около 7 миллионов. Сумма очень серьезная.

- Были ли предложения от Департамента в Гордуму по закупке новых машин? Этот вопрос поднимается нынешней зимой во время каждого заседания.

Мы высказывали свои предложения на совещании с заместителем Главы города Пензы Юрием Зиновьевым. На ближайшей сессии, насколько я знаю, будет заслушан отчет мэра города, мы ему предоставили расчет количества техники, которая необходима на первое время, но решения пока нет.

- Как обстоят дела со штатом у МУП «Пензадормост»?

Насколько я знаю, людей в данный период, после обильных снегопадов, однозначно не хватает, и они по договорам привлекают наемных работников. Полностью штат они смогут укомплектовать, по всей видимости, когда повысится финансирование работ по уборке дорог. Мы контролировать штат предприятия не имеем права.

Есть один нюанс - при составлении сметы мы пользуемся нормативами и расценками Минстроя РФ, плюс поправочный коэффициент на текущий квартал. Текущие расценки не учитывают конкретные ситуации в регионах. Многие регионы разрабатывают свои проекты содержания улично-дорожной сети. Мы тоже заказываем такой расчет. Вели в этом году переговоры с институтом автодорожного хозяйства имени Памфилова, однако из-за пандемии в этом году они сделать расчеты не смогли. Пообещали в следующем, но неизвестно, удастся ли получить средства на эти цели.

«Пензадормост» при существующих расценках во многом работает себе в убыток. Взять, к примеру, вывоз снега - в пиковые периоды помогала область, и приходилось еще привлекать сторонних подрядчиков. А у частных организаций на эти услуги расценки в два раза выше, так как спрос на них ажиотажный. Если в прошлом году проблем не было ни со штатом, ни с техникой, то в этом году люди бегут к мелким частникам, где лучше платят.

- Сколько в пиковые периоды выходило техники и людей на расчистку дорог?

Если за сутки, то доходило до 110 единиц в ночь и до 90 единиц техники днем, то есть всего более 200. Увеличивалось это число, в основном, за счет привлеченной техники под вывоз снега. Если в прошлом году вывозилось до 5 тысяч кубов в сутки, то в этом году доходило до 10 тысяч и привлекалось до 50 самосвалов только в ночь, а также по 25-30 в день, а под самосвалы нанимали погрузчики и грейдеры.

- Планируется ли увеличить на следующий сезон сумму, заложенную в бюджете под зимнюю уборку улиц?

Проект бюджета формируется в июне. Свои предложения мы вносим, их обсуждают в Думе, и конечная сумма выделяется, исходя из реальных возможностей города.

- Ранее за несоблюдение нормативной ширины проезжей части ГИБДД накладывала на МУП штрафы. А в этом году такие штрафы были? 

К нам приходят по два-три запроса из ГИБДД ежедневно и, соответственно, за ними следует штраф. В прошлом году МУП «Пензадормост» был оштрафован на сумму около двух миллионов рублей - как юридическое лицо, так и должностные лица. Сейчас штрафы высокие - под 20 тысяч рублей, то есть это по 70% от зарплаты начальника участка. Только сегодня (8 февраля – прим.ред.) поступило 4 предписания от ГИБДД.

- Где складируется снег и как защищены полигоны в плане экологии?

У нас снег складируется на двух полигонах - это два гектара на улице Гагарина и три с небольшим гектара в районе Лебедевки. Очищается он не совсем так, как должно быть. Площадку в летний период мы обсыпаем асфальтовым гранулянтом. В планах у нас - герметизировать площадку и направить воду в очистные сооружения. Они рядом есть, но фактически талая вода до них не доходит. Пока на это нет денег, и мы рады хотя бы возможности отсыпать гранулят, как происходит на улице Гагарина. В Лебедевке снег высыхает, и естественным образом вода уходит в грунт, а когда площадка освобождается, «Пензадормост» очищает ее от мусора и отложений. Все собирается грейдерами и вывозится на мусорный полигон. Мы понимаем, что нам необходимо сделать в этом направлении, но пока реализовать задуманное не удается.

- В городе есть две снегоплавильные машины. Их мощности достаточно?

Нет. Одна снегоплавильная машина, которую покупали несколько лет назад, работает на дизельном топливе. Ее работа стоит в 6-7 раз дороже, чем утилизация снега на полигоне. Расход топлива на перевозку меньше, чем дизельное топливо, затрачиваемое на растопку снега. В этом году приобретена газовая снегоплавильная машина, ее эффективность раза в три выше, чем у дизельной, но все равно это дороже, чем утилизация снега (на полигоне –прим. ред.). За сутки она плавит 700-800 кубов снега при ежедневных объемах (вывозимого с улиц снега – прим.ред.) почти 8 тысяч кубов.

При этом мы не можем использовать опыт Москвы, где ливневая и канализационная системы совмещены. У них очень большие коллекторы, где уже стоят «снегоплавилки» - они просто ставят сетки, куда все это стекает и естественным образом плавится.

- Для нас это дорого?

Не только, у нас нет такой возможности. Во-первых, коллекторы канализации уже работают под полную загрузку, а во-вторых отказ дает «Горводоканал». Канализационные коллекторы переполнены - если туда добавить снег, то с ним обязательно будет мусор и песок. Мы можем сделать себе хуже в период паводка.

- А как очищается вода из снегоплавильных машин?

Они стоят на улице Либерсона, и там есть очистные сооружения, которые строились вместе с мостом, поэтому и было выбрано это место. Посмотрим, как работает газовая снегоплавильная машина, и, возможно, примем решение закупить машину помощнее.

- Какова, по вашим оценкам, рыночная стоимость вывоза 1 кубического метра снега с дорог Пензы? И какова стоимость вывоза 1 кубического метра снега по госконтракту с МУП «Пензадормост»?

Грубо - в госконтракте на один кубометр приходится где-то 115 рублей. Эта сумма складывается из нескольких параметров - сначала нужно сформировать валы погрузчиком и грейдером, загрузить в самосвалы и так далее. На рынке эта стоимость где-то в два раза

больше, но она зависит от спроса. И представьте ситуацию - мы закладываем перед началом сезона 200 рублей (за вывоз одного кубического метра снега – прим. ред.), а зима малоснежная, и получилось бы, что МУП «Пензадормост» возит дороже частников. В этом году на вывоз снега заложено порядка 40 миллионов рублей.

- Сейчас, когда снегопады прошли и накоплен опыт по вывозу снега, можно надеяться, что если в феврале или начале марта город вновь завалит, его приведут в порядок быстрее?

- Нет. Не хватит мощностей. «Пензадормост» работает в круглосуточном режиме, без выходных, но ситуацию вы сами видите.

Другие интервью с вип-персонами, чиновниками и интересными людьми Пензы и региона читайте здесь.