Суд объявил банкротом должницу, с которой государство взыскало треть миллиарда рублей преступных доходов
Прежде арбитражные суды отказывали в личном банкротстве должникам, с которых в пользу государства взыскивался доход, полученный преступным путем, однако, такое право подтверждено судебной практикой.
Жительница г. Чебоксар Б. в 2016 году была приговорена к лишению свободы вместе с девятью соучастниками за организацию в Чувашии сети подпольных игорных заведений. Годом позже по иску прокурора в рамках гражданского производства с осужденных в солидарном порядке была взыскана сумма дохода, полученного в результате совершения преступления, чуть больше 338 млн. руб.
В 2019 году Б. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом, объясняя это невозможностью уплаты присужденной суммы и наличием непогашенной свыше трех месяцев кредиторской задолженности.
Признавая заявление необоснованным и прекращая производство по заявлению гражданки Б., АС Чувашии исходил из отсутствия признаков банкротства в силу того, что доход, полученный в результате совершения преступления по сделкам, признанным ничтожными в силу их совершения с целью, заведомо противоправной основам правопорядка или нравственности, по своей сути представляет меру гражданско-правовой ответственности, а в силу п.2 ст.4 Закона о банкротстве имущественные и (или) финансовые санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
Апелляция и кассация оставили решение суда первой инстанции без изменений. При этом суд кассационной инстанции пришел к выводу, что должник вправе обратиться с заявлением о собственном банкротстве независимо от размера имеющихся у него обязательств, а также правовой природы требования, одновременно посчитав, что проведение процедуры банкротства не позволит оказать действенную и эффективную помощь гражданке Б. в выходе из кризисной ситуации.
С учетом решений судов трех инстанций гражданка Б., желая обанкротиться, обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, где ей повезло гораздо больше.
ВС РФ согласился с выводом суда кассационной инстанции в части наличия у должника права на обращение с заявлением о собственном банкротстве независимо от размера имеющихся обязательств, а также правовой природы требования. Это право принадлежит гражданину даже при наличии одного кредитора, является безусловным и не может быть ограничено иными критериями.
При этом вопрос об освобождении должника от своего обязательства не может быть решен на стадии проверки обоснованности заявления, а подлежит рассмотрению только при завершении дела о банкротстве (определение ВС РФ от 18.05.2021г. №301-ЭС20-19192 по делу №А79-4079/2019).
При направлении Верховным Судом РФ дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции должница Б. резко поменяла свою позицию и дважды пыталась остановить судебный процесс – сначала пыталась прекратить производство по делу в связи с отсутствием средств на финансирование процедуры банкротства, а потом обратилась с ходатайством о приостановлении производства в связи с подачей кассационной жалобы на приговор 2016 года.
Однако, вводя 18.01.2022 года процедуру реализации имущества гражданки Б., арбитражный суд первой инстанции отказал и в том и в другом случае, поскольку на депозите суда имелись 40 тысяч рублей, внесенные Б. еще в 2019 году для возмещения расходов на ведение процедуры банкротства, а преступный доход взыскивался с заявительницы на основании не приговора, а решения суда по гражданскому спору.
В Пензе информацию о любых аспектах процесса банкротства можно получить, обратившись в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих «Лига», которая действует в городе с 2004 года. Здесь работают настоящие профессионалы в этой сфере.
Связаться со специалистами саморегулируемой организации арбитражных управляющих просто - нужно позвонить по телефону 8 (8412) 66-08-18, прийти в офис по адресу г. Пенза, ул. Володарского, д. 9, офисы 301, 303 или отправить письмо на e-mail: 2_liga.ru@list.ru.
Другие материалы рубрики здесь.