Насколько распространяются полномочия антимонопольных органов в делах о банкротстве
Антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов. Однако вмешательство в их проведение способно негативно повлиять на удовлетворение интересов кредиторов.
Антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
Вместе с тем у антимонопольного органа отсутствует безусловное право проверять торги в ходе банкротства, на что в очередной раз указал Верховный Суд РФ (определение ВС РФ от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 по делу N А34-2459/2010).
Так, в рамках процедуры реализации имущества гражданина финансовым управляющим проводились торги. Организатором торгов выступал финансовый управляющий. Гражданин, которого не допустили к участию в торгах (отсутствовало нотариально заверенное согласие супруга на сделку по приобретению имущества должника), пожаловался в УФАС.
Антимонопольный орган предписал арбитражному управляющему отменить протокол торгов и провести их заново.
Суды первой и кассационной инстанций согласились с выводами управления, признав, что организатором торгов установлено неправомерное требование к участникам торгов, и УФАС правомерно провело проверку.
Апелляция указала, что у антимонопольных органов нет полномочий проверять торги в рамках банкротства.
Реализация имущества должника посредством проведения торгов в процедурах банкротства подчинена общей цели - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности.
Формирование лотов, определение условий торгов и непосредственная реализация имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки.
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц.
Верховный суд также указал, что проводимые в рамках процедур банкротства торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на своевременное и максимальное удовлетворение интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
В Пензе информацию о любых аспектах процесса банкротства можно получить, обратившись в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих «Лига», которая действует в городе с 2004 года. Здесь работают настоящие профессионалы в этой сфере.
Связаться со специалистами саморегулируемой организации арбитражных управляющих просто - нужно позвонить по телефону 8 (8412) 66-08-18, прийти в офис по адресу г. Пенза, ул. Володарского, д. 9, офисы 301, 303 или отправить письмо на e-mail: 2_liga.ru@list.ru.
Другие материалы рубрики здесь.