Алгоритм действий, если вас оскорбили, опорочили или шантажируют в социальных сетях.

Интернет до сих пор многими воспринимается как некая вольница. Пространство, где все разрешено и все может сойти с рук. Люди привыкли не стесняться в выражениях в комментариях и спорах, возникающих в Сети. Быть агрессивным, раскрепощенным стало чем-то вроде хорошего тона.

Раньше за оскорбления и травлю в Сети никаких последствий для обидчика не возникало, и многие по инерции считают, что любые вольности сойдут с рук, хотя ситуация с анонимностью по факту уже давно поменялась.

На любое неправомерное действие в социальных сетях можно получить «ответочку», и, скорее всего, она не понравится кибербуллерам, хейтерам, троллям и прочему интернет-бестиарию.

Эксперты проекта Роскачество проанализировали основные угрозы, с которыми сталкивается среднестатистический интернет-пользователь, и рассказали, как с ними бороться.

Если вас оскорбили...

Официальные интернет-сообщества в соцсетях, как правило, модерируются на предмет неконструктивных дискуссий, поэтому просто подождите. Если же вы оказались в «диком месте», всегда есть возможность пожаловаться на комментарий, указав причиной «Оскорбление». После жалобы такой комментарий скроют или удалят.

Комментарии на веб-сайтах и группах в мессенджерах чаще всего модерируются хуже, чем в соцсетях, но практически везде существует вариант «Пожаловаться».

В личных сообщениях или мессенджере проще всего просто «забанить», заблокировать отправителя или ограничить доступ к своей странице. Обратите внимание, что оскорбления в мессенджерах могут быть впоследствии удалены отправителем без возможности в дальнейшем подтвердить факт того, что они были, если это потребуется. При необходимости в оперативном порядке делайте сриншот.

Если вас облгали и опорочили ваше честное имя...

Специалисты отмечают, в соцсетях (в том числе на YouTube) с недавних пор появились специальные флажки для модераторов, касающиеся введения в заблуждение, вредоносных и абьюзивных комментариев, – вы можете воспользоваться возможностью пожаловаться.

Обычно модераторы реагируют на такие заявления достаточно быстро. Для подтверждения того, что именно вы являетесь пострадавшим, может потребоваться фото с паспортом.

Если же информацию, порочащую вашу честь и достоинство (личные фотографии и т. д.), выложили на отдельном сайте, эффективнее всего будет обратиться к его хостеру и объяснить, что на странице находится оскорбительный или нарушающий закон контент. Для того, чтобы выяснить, кому принадлежит сайт, можно использовать сервис Whois. Только в том случае, если не получится договориться с хостером, есть необходимость обращаться в органы (с нотариально заверенными скриншотами).

Если вам угрожают или шантажируют...

Анонимность в Интернете на сегодняшний день фикция. Анонимной угроза быть не может – она всегда поступает с какого-то аккаунта, телефона, адреса. Поэтому вычислить даже замаскировавшегося злоумышленника не так уж сложно, а для полиции это обычно не составляет труда.

Отметим, что шантаж, угроза или вымогательство — уголовно наказуемые деяния, независимо по каким источникам они поступили.

Угроза - задекларированное намерение одного лица причинить здоровью другого тяжелый вред или лишить его жизни (статья 119 УК РФ).

Шантаж - требование передачи чужого имущества... под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких (статья 163 УК РФ).

Если дошло до заявления в МВД, перечислите все обстоятельства произошедшего: кто угрожал, где, как именно, когда, при каких обстоятельствах и кто может подтвердить факт угрозы.

Для доказательства факта угрозы или иного негатива могут потребоваться нотариально заверенные скриншоты переписки (услуга осмотра страниц, личных сообщений и сообщений в мессенджерах с недавних пор широко практикуется российским нотариатом), которые затем послужат аргументом в суде.

Если выложили ваши персональные данные...

Публикация в открытом доступе вашего адреса, паспортных данных, номера телефона и прочих сведений личного характера без вашего согласия - прямое нарушение законодательства о персональных данных, и такую страницу может закрыть Роскомнадзор по вашему заявлению, если администрация сайта или хостер не удалили данный контент после вашей жалобы.

Однако, как считают специалисты, лучший способ предотвратить агрессию – это ее не провоцировать. Нам всем стоило бы поучиться корректному и доброжелательному общению в Сети. Соблюдение этикета в Интернете может оградить вас от провокаций со стороны хейтеров и проблем с законом. Не кормите троллей, помните, они ждут от вас ответной реакции. Их пища - ваши страхи, ваш гнев, ваша неуверенность в себе. Если чужие слова в интернет-пространстве вас задели, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями или обратитесь в правоохранительные органы.

«Оскорбления никогда не входили в понятие «свобода слова». Также не забывайте о том, что об оскорблениях есть статья в Административном кодексе, а конкретно об оскорблении представителя власти – в Уголовном. Есть много прецедентов, когда люди понесли ответственность – вплоть до уголовной – за оскорбление, написанное в интернете. Будьте корректны в своих изречениях и не сейте раздор там, где его и без того слишком много», - рекомендуют специалисты проекта Роскачество.

Больше информации по теме здесь.