Дистанционное обучение: взгляд пензенских студентов
Учащиеся вузов и колледжей поделились своим опытом «домашнего» обучения.
С середины марта пензенские студенты в связи с угрозой распространения коронавируса и введенным в регионе режимом повышенной готовности перешли на дистанционное обучение. Мы пообщались с представителями разных учебных заведений, чтобы из первых уст узнать о плюсах и минусах «дистанционки» в вузах и колледжах.
Чтобы ответы наших респонденов были максимально правдивыми, мы представим их комментарии в анонимном виде.
Максим, ИТ-колледж
Студент пензенского ИТ-колледжа Максим рассказал, что с появлением дистанционного обучения его жизнь стала проще. Теперь не нужно тратить время на дорогу и на пары. «Нам присылают задания в группе в соцсети «ВКонтакте», и мы их делаем. По сути, просто переписываем конспекты. Я всего пару раз так уроки делал. Особо никто ничего не проверяет», - объяснил студент.
Максим, ИТ-колледж
С предыдущим респондентом согласился его тезка, который также является студентом ИТ-колледжа. Он учится на одном из старших курсов. По словам Максима, сейчас у него остались только профильные предметы. «Везде было решено сократить пары до одного часа, а мы учимся по обычному расписанию, просто оставшееся от занятия время отдыхаем. Это странно: ты вроде бы закончил учиться, а вроде бы и нет», - рассказал студент. Он пояснил, что при этом дискофорта не испытывает. Нужно лишь делать задания и вовремя загружать их на портал колледжа.
Катя, Мединциский институт ПГУ
«Пары у нас проходят в «Discord» - общаемся с преподавателями по видеосвязи или голосовыми сообщениями. Иногда занимаемся в «Zoom». В целом, информация, которую нам дают, понятна. Правда, на некоторых предметах преподавателям приходится тратить больше времени на разъяснение материала», - рассказала Катя. В связи с обучением в дистанционном формате у нее появилось больше свободного времени. Однако остро стоит вопрос о самодисциплине – как проснуться к первой паре и заставить себя выполнить задания. Зачеты и экзамены, по ее мнению, проходят удобно - по видеосвязи.
Аня, ПГАУ
Студентка в этом году заканчивает аграрный вуз. ««Дистанционка» проходит не очень. Ничего непонятно, да и заданий стало в три раза больше. С другой стороны, стало легче сдавать сессию. Если быть честной, то проще списать, так как никто не следит за этим. Другой вопрос, что времени не хватит, потому что оно ограничено», - рассказала собеседница портала. Во время занятий преподаватели присылали им лекции и задания. Время выполнения – от пары до пары. «Самый большой минус в том, что преподаватели не отвечают в информационном электронной среде, которая есть у каждого вуза», - отметила Аня.
Даня, ПГУАС
Задания во время дистанционного обучения присылались в разных мессенджерах. «В один день давали учебное пособие и задания, которые нужно было выполнить к следующему дню. Лекций как таковых не было. По объему домашних заданий стало больше. Но есть соблазн оставить их на последний момент. Иногда делали видимость, что находимся на паре: просыпались, чтобы отметиться и сказать, что приняли задание», - рассказал Даня. Самая большая проблема «дистанционки», по его мнению, это лень, сложно самоорганизоваться, да и материал усваивается не очень хорошо. При этом его радует тот факт, что режим стал более удобным. «Появилось много свободного времени. Не нужно вставать рано утром и ехать в набитом автобусе. Находишься в зоне комфорте», - отметил он.
Катя, ПензГТУ
«Дистанционное обучение, может, и удобное, но оно должно быть продуманным. У нас, к сожалению, не так. Есть один образовательный портал, но на нем почти ничего не проходит, там скидывают часть заданий. Остальные присылают в «Viber», «WhatsApp» или на электронную почту», - рассказала Катя. Задания ее группе дают один раз в неделю. Сами пары проходят в разных мессенджерах – все зависит от преподавателя. Зачеты и экзамены все ставят также по-разному: кто-то «автоматом», кто-то просит отвечать в «Zoom». «Если бы все было на одной платформе, было бы удобнее. Ходить в университет лучше», - поделилась студентка.
Ксюша, медицинский колледж
Самым непростым в дистанционном обучении для нее оказался период сессии. «Нас могли предупредить о зачете за несколько дней, еще они часто переносились по времени. На подготовку кто-то давал 30 минут, кто-то час. Этого времени, если честно, не хватало, приходилось подключать маму, чтобы помогала найти нужный конспект», - рассказала Ксюша. По ее словам, большинство зачетов и экзаменов проходило в письменном виде. Студенты писали на листочках ответы на поставленные вопросы, фотографировали и отправляли преподавателям в разные мессенджеры.
Лена, Педагогический институт имени Белинского ПГУ
Девушка рассказывает, что поначалу дистанционное обучение давалось очень трудно. Преподаватели не понимали, как задавать, а студенты – как делать. «Другое дело, когда в аудитории можно спросить. Спустя несколько недель стало проще. Научилась грамотно распределять время и разделять задачи на первостепенные и второстепенные», - поделилась Лена. Среди плюсов «дистанционки» она назвала, опять-таки, большее количество свободного время, которое не нужно тратить на дорогу, а также возможность поспать подольше. Из минусов – нехватку общения и перебои с Интернетом.
Ваня, МЭИ
Студент Московского энергетического института рассказал, что сразу после того, как в его вузе было объявлено дистанционное обучение, он вернулся домой в Пензу. Ваня назвал несколько плюсов и минусов «дистанционки». «Связь плохая, преподавателей плохо слышно, надписей и мелких деталей не видно. При этом можно читать доклад с листочка, мне это нравится. Да и в целом хорошо. Можно было бы и вовсе перевести обучение на «дистанционку», однако для этого важно наладить процесс», - отметил он. По его мнению, сейчас ни студенты, ни преподаватели совершенно не готовы к дистанционному обучению.
Катя, Пензенский социально-педагогический колледж
«Дистанционное обучение проходит просто ужасно! Учителя нас валят, задают столько, сколько никогда в жизни не задавали. Ничего толком не объясняют, просто кидают домашнее задание. Пишут: «Скинь до 11», а ты только проснулась в 11, например, потому что пары не должно было быть, но она вдруг появилась», - рассказала она. По словам Кати, каждый день у нее по три пары. Однако преподавателей это может не смущать. «Пока идет одна пара, другой учитель пишет: «Выполните задание». Мы говорим, что у нас пара, а в ответ слышим: «Ну и что?» - пояснила студентка.
Таня, МГУ
Студентка Московского государственного университета рассказала, что переход на «дистанционку» оказался резким, и она сразу уехала домой в Пензенскую область. Сложности возникли из-за того, что большая часть преподавателей – представители старшего поколения, которым трудно освоить современные компьютерные технологии. Однако они всегда были готовы прийти на помощь и ответить на любой вопрос. Накануне Таня сдавала ГОСы. Процесс оказался довольно простым: в «личном кабинете» на сайте вуза появился вопрос по теме, на ответ давалось полтора часа. Это время за экзаменующимися никто не наблюдал, они могли включить камеру, но по желанию. Защиты ВКР у Тани не было: комиссия ставила оценку на основании подготовленных документов (рецензии, аннотации, самой работы). При этом пока не ясно, состоится ли традиционное вручение дипломов, ведь в Москве отменили некоторые ограничения.
Настя, Многопрофильный колледж ПГУ
Тему дистанционного обучения она обозначила как «о наболевшем». По мнению Насти, оно несовершенно и во многом зависит от преподавателей, большинство из которых с техникой на «Вы». «Кто-то подошел к этому процессу ответственно и выстроил понятную систему, а кто-то отнесся наплевательски. Например, толку от видеоуроков ноль. Другой пример – преподаватель присылает лекцию, задания, ставит оценки, при этом комментируя каждую работу: что правильно, а что – нет», - рассказала собеседница издания. По ее словам, практика сейчас также проходит дистанционно, а потому будет ли от нее толк – большой вопрос.
Саша, ПГУАС
Студентка считает, что при дистанционном обучении многое зависит от предмета и преподавателя. «Есть такие, которые просят отправлять отчеты о том, как мы выполняем задания. Другие выкладывают лекции и говорят, что там все понятно, сами разберетесь. Но со всеми двусторонний разговор», - рассказала Саша. Она отметила, что у «дистанционки» много минусов. «Дома времени на выполнение заданий уходит больше. Даже когда переписываешь лекции, одно дело, когда сидишь на паре, тебе рассказывают, что непонятно, а здесь приходится искать самому», - пояснила студентка. По ее словам, из-за этого дистанционное обучение очень напоминает заочное. И это неудобно. «В университете вырабатывается дисциплина – раз ходишь в университет, значит, делаешь задания. Дома заставить себя учиться сложнее», - поделилась Саша.
Читайте также о том, что думают учителя школ Пензенской области о дистанционном обучении.