Танк Т-34 - легенда Великой Отечественной войны, «оружие победы», который сейчас кропотливо восстанавливают специалисты предприятия «МашСталь», строго говоря, в войне не участвовал. Он был выпущен в 1946 году, а почти сорок лет спустя, в 1981 году, его сделали частью монумента «Пензенский комсомолец», еще спустя сорок лет, по инициативе губернатора Ивана Белозерцева, решили реанимировать.

О том, как быстро история заменяется легендой, можно судить по новейшей истории боевой машины. Так, считалось, что танк добрался до своей самой долгой в его истории «парковки» своим ходом. Однако, по словам директора по спецпроизводству литейно-механического завода «МашСталь» Александра Демкина, после проведенных работ эта информация вызывает большие сомнения.

«У танка отсутствовали некоторые ключевые детали ходовой части, в частности, не хватало деталей для передачи крутящего момента от двигателя к элементам сцепления», - говорит он.

После демонтажа с постамента танк был доставлен в литейно-механический цех завода. И тут начались сложности.

Даже для того, чтобы открыть люк башни и проникнуть внутрь, рабочим понадобилось несколько дней. Наконец, только сломав замок, его удалось вскрыть.

После этого больше недели ушло на то, чтобы очистить внутренности от накопившегося хлама (первые несколько лет танк стоял с открытым люком и оказался забитым под завязку накопившимся за годы мусором, который годами забрасывала туда природа и пензенцы).

Справка «Пенза-Взгляд»: В годы Великой Отечественной войны пензенцы внесли в Фонд обороны более 129 млн рублей. На эти средства была создана танковая колонна «Пензенский комсомолец», эскадрильи самолетов, подводная лодка и торпедные катера.

Трудности возникали практически на каждом этапе реконструкции, несмотря на то, что у предприятия уже был опыт восстановления подобной техники (лет десять назад коллектив завода отремонтировал самоходку СУ-100, которая сейчас расположена среди военной техники за городской администрацией). Но тогда не ставилась цель оживить грозную машину. То, что было сделано тогда, называется массо-габаритным макетом. Ездить на самоходке не получится. Сейчас задачи другие, да и Т-34 оказался «особым случаем».

«Машина располагалась на пьедестале у краеведческого музея таким образом, что практически вся его правая сторона находилась на протяжении долгих лет в тени и была съедена ржавчиной. Там сгнило все, досталось, в том числе, и дизелю», - рассказывает Александр Демкин.

Надежды на то, что сердце машины — громадный дизель, находится в исправном состоянии, растаяли сразу после осмотра.

«Он оказался очень сильно поврежден. Его с трудом удалось разобрать, и были опасения, что восстановить его не удастся и придется искать новый мотор, но теперь он очищен от ржавчины и повреждений и ждет недостающих запчастей, которые уже заказаны и должны прийти на предприятие в ближайшие две недели», - говорит собеседник.

Сложным оказалось даже найти документацию на легендарный танк. Запросы в Минобороны чертежей и конструкторской документации ничего не дали — в ведомстве развели руками. Наконец, после долгих поисков, удалось обнаружить учебник Минобороны СССР «Руководство по войсковому ремонту танка Т-34». По словам Александра, это было настоящим подарком судьбы.

 

Машину полностью разобрали, вынули из корпуса абсолютно все — рычаги управления, электропроводку, сняли танк с колесного хода — демонтировали колеса, валы, подшипники, коробку передач разобрали и перебрали, заменили вышедшие из строя элементы. Рабочие стараются по максимуму оставить на машине «родные детали», если этого не удается, то заказываются аутентичные.

Когда будут доставлены недостающие детали двигателя, он будет собран и установлен на боевую машину, рабочие завода «МашСталь» приступят к сборке танка - вернут на место башню, заменят недостающие траки гусениц.

«Вслед за этим, после необходимых испытаний, как только мы убедимся, что танк на ходу, его оснастят всем необходимым и покрасят», - говорит Александр Демкин. Он добавляет, что танк будет функционален во всем, кроме своих боевых качеств. Даже ствол пушки специально поврежден, а пулемет будет играть чисто декоративную функцию.

Планируется, что тридцатьчетверка будет полностью готова к середине апреля. В реконструкции танка принимает участие около 20 предприятий региона. Одни помогают достать запчасти, другие вкладываются в реконструкцию легендарной машины материально.

Пензенский танк вновь стал символом, это общий вклад региона в сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

Другие материалы рубрики читайте здесь.