С прошлой недели пензенцы активно обсуждают в интернете, какое предприятие эффективнее – частное или муниципальное. Есть мнение, что частное предприятие, которое берет на себя одно из направлений городской жизнедеятельности, априори работает эффективнее, чем муниципальное, так как бизнес-структуры заинтересованы в прибыли, в то время как МУПы заняты лишь освоением средств, спущенных сверху.​ Не все разделяют это убеждение и считают, что МУПам нужно отдать под контроль все сферы, от которых зависит качество городской жизни - от коммунальных услуг до транспортных перевозок.​

Чтобы разобраться в вопросе, мы решили обратиться к человеку, который знает об этом не понаслышке. Причем может сравнить эффективность предприятий двух форм собственности в одной и той же сфере — транспортной. Речь об Алексее Кузнецове, ранее занимавшем должность исполнительного директора ООО «Городской электрический транспорт».

Но сначала немного предыстории.​ В 2017 году организация троллейбусных перевозок была выставлена на торги, победителем которых стало ООО «Горэлектротранс». Его директором как раз и был Алексей Кузнецов, а до этого пензенским электротранспортом занимались муниципалы, а именно СМУП «Пензалифт». Троллейбусы были для СМУП имуществом непрофильным, «факультативным». Неудивительно, что надежды добиться безубыточности троллейбусного парка не сбылись. Пензенскому троллейбусу, несмотря на все усилия «лифтеров», становилось все хуже и хуже. Дошло до того, что по городу пошли слухи о скорой и безвременной кончине электротранспорта, а в мэрии всерьез рассматривали вопрос ликвидации троллейбусного парка. Бытовало мнение: «Не смог МУП «ППП», не смог СМУП «Пензалифт», значит не сможет никто».​ Именно в этот момент власти решились испробовать последнее средство — отдать этот вид транспорта в частные руки.​ 

«Была подана всего лишь одна заявка, желающих попробовать сохранить троллейбусы в Пензе больше не нашлось, - вспоминает Алексей Кузнецов.​ - Первый контракт был заключен на 2 месяца, в течение которых нам предстояло ответить на один вопрос - неужели действительно невозможно обеспечить безубыточность троллейбусных перевозок? После контракта на два месяца был контракт до конца 2017 года, потом два контракта в 2018 году, на первое полугодие 2019-го и действующий сейчас - до конца 2019 года. То есть администрация убедилась, что мы не временщики, а пришли работать в эту сферу всерьез и надолго. Работа была не из легких. 2017-й мы завершили с существенным убытком, а в 2018-м «свет в конце туннеля» увидели лишь к концу года. Но сегодня результат виден всем - пензенский троллейбус живет и развивается!»​ 

Возникает закономерный вопрос: почему то, что не получилось у СМУП, удалось частной бизнес-структуре?​ Тем более, что кроме смены собственника, все прочие слагаемые - люди (ядро предприятия, сотрудников, которые работали и в МУП «ППП» и в СМУП «Пензалифт», удалось сохранить), парк машин техобслуживания и троллейбусов, от которых зависела жизнедеятельность предприятия, остались прежними. Только результат стал другим.​ 

Справка «Пенза-Взгляд». В 2016 году СМУП «Пензалифт» получил из бюджета города на организацию троллейбусных перевозок субсидии в размере более 169 миллионов рублей, а цена контракта ООО «Горэлектротранс» на 2019 год составляет всего 106 миллионов рублей, то есть на 63 миллиона рублей меньше при примерно том же объеме работ.​

Так почему СМУП «Пензалифт» при этом выдавал, по словам сотрудников, заработную плату с задержками и «в порядке очереди», не говоря уже про ее индексацию, а ООО «Горэлектротранс» делает все вовремя (с 2017 года не было ни одного случая задержки при выдаче зарплаты) и правильно?

Почему СМУП «Пензалифт» менял контактную сеть и опоры только в рамках проводимой реконструкции (то есть за счет бюджетных средств), а ООО «Горэлектротранс» за счет своей прибыли (за 2018 год было заменены 3 опоры и 3,7 км контактной сети)?

Почему СМУП «Пензалифт» не занимался кузовным ремонтом, а силами ООО «Горэлектротранс» только за 2018 год капитально отремонтировано 6 троллейбусов с полной покраской, ремонтом полов и сидений?

Почему троллейбусы в СМУП «Пензалифт» ездили на «лысой резине» и нужно было неделями обивать пороги начальства, чтобы «пробить резину» и хоть какие-нибудь запасные части, а в ООО «Горэлектротранс» безопасность перевозок ставят превыше всего (на запасные части тратится в 1,5 раза больше средств, чем ранее, а покрышек куплено «рекордное» количество - 324 штуки, то есть полностью на весь подвижной состав)?

Ну и простой вопрос: почему при управлении СМУП «Пензалифт» во всех помещениях текли крыши и в цехах весной было как на улице в дождь, а сейчас этой проблемы в таком объеме точно нет. Ответ прост - в 2018 году силами ООО «Горэлектротранс» во всех помещениях был осуществлен ремонт кровли. Разве этого не мог сделать СМУП? Выдача зимней и летней спецодежды, проведение бесплатных периодических медицинских осмотров, повышение квалификации водителей и все это за счет средств предприятия – вот реальность сегодняшнего дня.​ Раньше о таком можно было только мечтать.

«Мы бизнес-структура, наша цель - прибыль, поэтому ввязываться в бесперспективное дело мы позволить себе не могли. Прежде чем подать заявку на участие в торгах, мы вместе с рабочей группой тщательно изучили возможности предприятия, прикинули собственные силы и пришли к выводу - шанс у такого вида общественного транспорта, как троллейбусы, есть. Да, это не тот бизнес, который позволяет заработать сразу и много. Но это работа, которой я уже посвятил очень много времени, которой горжусь, и верю, что все получится.​ Реальность не позволяет нам покупать новые машины без помощи бюджета, бизнес не может работать в убыток. Что ж, будем бороться», - рассказал порталу «Пенза-Взгляд» Алексей Кузнецов.​ 

Бизнесмен всегда должен пытаться делать чуть больше, чем муниципал. Там, где​ бюджетное предприятие ставит целью держаться на плаву, бизнесмен должен плыть. Иначе теряется смысл вкладывать усилия.​ Как говорила королева в сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье», «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Несмотря на всю парадоксальность - это основной принцип бизнеса.​

При этом большого отличия в эффективности частного и муниципального предприятия изначально нет. Ведь главное не форма собственности,​ а наличие понятных и реальных задач, профессиональных кадров, достаточного финансирования со стороны муниципалитета. А всесторонняя поддержка властей ни муниципалу, ни частнику не помешает. И в такой сложной отрасли, как городской пассажирский транспорт, совместными усилиями реально добиться ощутимых результатов и продолжать повышать качество оказываемых населению услуг.


Узнать, когда приедет троллейбус, автобус или маршрутка, можно на сайте «Пенза-Взгляд» в рубрике «Движение общественного транспорта онлайн».