Для тех, кто не в теме поясним: рабочая тетрадь отличается от обычной – в клеточку или линеечку - тем, что в них уже распечатаны задания. Наиболее актуальна такая разновидность дополнительных материалов к учебникам в младших классах, в средней и старшей школе они становятся редкостью.  Суть проблемы в том, что в список учебных материалов, которыми пензенские ученики обеспечиваются бесплатно, они не входят.

«Учебниками мы учащихся в полном объеме обеспечиваем. Рабочие тетради, которые их дополняют, как и контурные карты и различного рода решебники, рассчитаны на индивидуальное пользование. Закупать на деньги, выделенные на учебную литературу, рабочие тетради нельзя, так как они расходуются на пополнение библиотечного фонда. То есть, дети заканчивают обучение по предмету и сдают учебники в библиотеку, а рабочие тетради фактически являются одноразовыми», - пояснил в интервью журналисту портала «Пенза-Взгляд» министр образования Пензенской области Александр Воронков.

Казалось бы, нет ничего проще – обсудить вопрос на родительском собрании и закупить нужные пособия для всех учеников. Однако и этот путь не подходит. Рабочие тетради стоят недешево, иногда практически столько же, сколько сам учебник, и не всем родителям они по карману.

«Если родительский комитет заставляет всех подряд покупать такие тетради, то это в корне противозаконно. Родитель может приобретать такие тетради только по собственной воле. Это право родителя. Это не возбраняется, но вне школы, в индивидуальном порядке. И давление со стороны учителя или родительского комитета - это нарушение закона. Не каждый родитель может позволить себе тратить деньги на учебные пособия. Если есть такие факты, нужно обращаться не в органы управления образования, а сразу в полицию», - говорит Александр Воронков.

Между тем, в некоторых школах доходит до абсурда. Родители по соглашению с учителем приобретают пособия, отрывают обложки и обертывают непрозрачной бумагой. В таком виде пользуются ими в классе. При малейшем намеке на проверку тетради убирают со столов. Получается, с одной стороны, забота о соблюдении закона и борьба с поборами в школах, с другой - дети учатся обходить неудобные законы с младших классах школы. Ничего хорошего в этом, конечно, нет.

Между тем вопрос можно решить на уровне школы, говорит глава регионального минобра:  «Школа вправе сама определить,  какие рабочие тетради можно использовать как составную часть учебно-методического процесса, внести это в локальный акт и выделить средства на их приобретение».

Вполне понятно, что учебное заведение на такие затраты не пойдет и найдет деньгам лучшее применение.

Нужно отметить, что эта проблема существует не только в Пензе. Дискуссии идут по всей стране. Обеспечить учеников рабочими тетрадями за счет бюджета могут себе позволить только богатые регионы. Кроме того, идут споры о пользе таких допматериалов.

Среди недостатков рабочих тетрадей, согласно результатам опросов ВЦИОМ, родители называют следующие: «лишняя нагрузка», «слишком просто», «тяжелые». На первом месте — «дорого». 

Противником использования рабочих тетрадей является и Александр Воронков.

«Они, конечно, удобны, но в первую очередь для учителя. Так как он не готовит материал для проверки или закрепления знаний, а просто говорит: «Открывайте рабочие тетради и выполняйте то, что там написано». На самом деле за простотой  скрывается обобщенный подход к обучению. Раньше учитель всегда подходил к каждому ученику индивидуально, давал дополнительные задания, предлагал что-то дополнительно почитать и так далее», - говорит министр.

Однако сторонники приводят свои контраргументы : «Рабочие тетради дают больший выбор форматов заданий: в них можно закрасить часть картинки (схемы, карты), что-то дочертить, дописать. То, что в школьном учебнике делать не разрешат. При этом не нужно, например, переписывать весь текст, если задание состоит только в том, чтобы расставить запятые. Это экономит время и силы, уменьшает количество «рутины»», - говорит педагог, с которым пообщался на эту тему журналист портала «Пенза-Взгляд».

«Рабочие тетради в основном ориентированы на задания формата государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена, а значит, их необходимо использовать, чтобы школьник с младших классов учился справляться с заданиями такого рода, ведь от этого зависит, как он справится с ЕГЭ и, в конечном счете, место в жизни. Нужно либо использовать такого рода задания, либо вновь менять систему итоговых аттестаций», - мнение другого педагога.

Это подтверждают и цифры статистики, которую приводит портал «indicator.ru» - на основном государственном экзамене по обществознанию классы, которые используют рабочие тетради, дают примерно 20-25% прироста по оценкам.

Вопрос об использовании на уроках рабочих тетрадей остается открытым. А пока учителям следует помнить, что помимо рабочих тетрадей в арсенале педагога есть куча дополнительных средств для того, чтобы повысить эффективность обучения.