13 декабря 2024, ПТ, 16:49
15 ноября 2024 Актуально

Теория поколений и журналистика: нужны ли пензенским редакциям «зумеры»?

Автор:Юлия Акимова

«Ленивые» и «ищущие легких денег» дети нулевых начали идти во «взрослые профессии», а их работодатели – разочаровываться.

Соцсети полны комичных, а иногда и язвительных высказываний о «неприспособленных к труду» и «нестабильных» зумерах. Только авторы большинства подобных шуток даже не представляют, что эти зумеры уже давно работают во многих сферах: они учат детей, лечат пациентов, а еще пишут новости и пресс-релизы, ведут радиоэфиры и телевизионные программы. Так почему же работодатели до сих пор предвзяты к трудоустройству молодого поколения и нужна ли «свежая кровь» в пензенских редакциях?

«Теория поколений» и  журналистика

Чтобы разобраться в особенностях работы с молодежью, стоит обратиться к «теории поколений», которая давно перестала использоваться только в научных исследованиях. Теперь понятия «зумер», «миллениал» и «бумер» можно услышать не только от социолога или эксперта в области медиа, но и от любого школьника. 

«Действительно, есть такая теория. Ее ключевая мысль состоит в том, что представители разных поколений по-разному подходят к решению жизненных и профессиональных задач из-за различий в исторических контекстах и временных периодах, в которые они выросли. К бумерам можно отнести людей, родившихся с 1946 по 1960, к поколению Х – с 1965 по 1980, к миллениалам – с 1981 по 1996, к зумерам – 1997 по 2010», – объяснила пензенский медиапсихолог Галина Зуева.

«Теорию поколений» можно применить, исследуя подход сотрудников к работе в сфере журналистики. Так, по мнению эксперта, большая тяга работать в «традиционных» СМИ есть у бумеров и «иксеров» – поколений, учившихся на «печатке» и заставших мир без развитых технологий.

А вот звание «достигаторов» заслужили миллениалы, выросшие в тяжелые девяностые. Галина Зуева отмечает, что журналисты этого возраста всегда стремятся добиться успеха, несмотря ни на что. Трудолюбие миллениалов зачастую перерастает в «переработки» и выгорание, но помогает «пробиться, как одуванчик сквозь асфальт».

Противоречивые зумеры

Но все же самыми противоречивыми среди журналистов разных возрастов остаются зумеры. Их подход медиа-психолог назвала приземленным, ориентированным на быстрый успех. Несмотря на высокую адаптивность, амбициозность и скорость, зумерам тяжело концентрироваться на монотонной работе, перестать витать в облаках и сосредотачиваться на серьезных задачах. 

Сами зумеры с таким утверждением полностью согласны. Корреспондент службы радиовещания ГТРК «Пенза» Полина Кафтулина называет рутинную работу ненавистной и отмечает проблемы с удержанием внимания. «Постепенно я научилась концентрироваться на задачах, но в первое время это было адом. Наверное, сейчас личная реализация и получение удовольствия даже в разы важнее, чем карьерный рост», – поделилась мыслями она.

Еще один смущающий работодателей пункт – необязательность молодых журналистов и тяга к быстрому заработку. «С молодежью работать всегда интересно – они ищут новый подход, осваивают технологии. Но бывают и нестабильные ребята, которые забывают, что перед интересной задачей нужно выполнить монотонную. Такие обычно уходят на обед и исчезают, забыв предупредить, что им стало скучно», – отметил главный редактор интернет-портала «Пенза-Взгляд».

Дети «клипового» поколения учатся быть взрослым

Зумеров называют «клиповым» поколением – переваривающим информацию вспышками и не умеющим быть усидчивыми. «Молодые журналисты, с которыми я работаю, очень тяжело воспринимают информацию без картинок, их постоянно нужно развлекать, предлагать смену деятельности. «Я заскучал – я ухожу», – это про зумеров», – поделилась личным опытом медиаэксперт. 

Но есть и замотивированные зумеры, готовые развлечь и спасти себя от профессионального выгорания самостоятельно. «Я учусь на журналиста и параллельно работаю в министерстве образования. Неожиданно, но чувствую себя уместно в редакции, воспринимаю выполнение рутинных задач как квест. А вспоминаю о том, что занимаюсь «взрослой» работой, только когда нужно надеть пиджак на брифинг», – рассказал представитель пресс-службы министерства образования Никита Ломсков. 

При этом, пока главные редакторы учатся взаимодействовать с зумерами, самим молодым журналистам приходится не только получать профессиональные навыки, но и привыкать к ответственности и «взрослости». 

«Я стала журналистом сразу после школы – на первом курсе. Честно, очень боялась, что посчитают инфантильной, неопытной, не возьмут на серьезную работу. Но мне здесь очень повезло – молодым сотрудникам у нас рады, а коллектив ощущается как одна команда, без различий в возрасте», – рассказала журналист «Пенза-Взгляд» Екатерина Данишкина.

Дружескую атмосферу среди коллег журналистка называет одним из ключевых факторов ее стремления продолжать работать в этой сфере. Ведь именно она помогает сглаживать для зумера любые ситуации, даже когда во время выездов «детей клипового поколения» со скепсисом принимают за «старшеклассников», а не сотрудников СМИ.

Дружба журналистских «отцов и детей» 

Молодые журналисты отмечали, что в этой сфере грани возраста для них совсем размылись. Так, например, Полина Кафтулина обращается к старшим коллегам с вопросами о записи эфира, Никита Ломсков учит их интернет-сленгу и подшучивает, даже если приятели «бывают слишком консервативными», а Екатерина Данишкина видит в общении с опытными сотрудниками СМИ возможность рассмотреть разные ролевые модели для своего будущего. 

«Меня вдохновляет работа с молодежью. Они активные, мобильные, всегда полны идей. Да и в нерабочее время всегда интересно пообщаться. Ребята придумывают свои тимбилдинги, квизы, привлекают в интересную... Как молодые журналисты там говорят? «Движуху»», – поделилась мыслями заместитель начальника пресс-службы министерства образования Алина Кулькова.

Нужны ли зумеры пензенской журналистике? 

И сколько бы споров о противоречивом подходе молодых журналистов к работе не было, опытные представители пензенских СМИ ждут юных и горящих профессией ребят. А улучшить качество материалов начинающих сотрудников поможет не только их личная мотивация, но и гармония, взаимоуважение в коллективе.

Юлия Акимова
Юлия Акимова