8 октября 2024, ВТ, 02:30
2 мая 2022 Актуально

Звонарь Аркадий Царан: «Колокол - железка! Звуком его наполняет Господь!»

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд

Журналист портала «Пенза-Взгляд» на пасхальной неделе поднялся на колокольню и попробовал себя в качестве звонаря.

Редакция находится в пяти минутах ходьбы от Спасского кафедрального собора, поэтому звон колоколов сопровождал меня практически всю Светлую седмицу.  Звонить в них в эти дни могут все желающие, есть даже такая поговорка: «В Светлую седмицу кто не звонарь».

Желание ударить в колокол и услышать вблизи пасхальный трезвон томилось во мне несколько лет. Однако «близок локоть да не укусишь» - гласит другая русская пословица. Несмотря на то, что до храма рукой подать, и видно его макушку практически от редакции, все не получалось оказаться на месте.

Чтобы не упустить возможность, взял на себя редакционную обязанность поговорить со звонарем. 

Для звонаря Спасского кафедрального собора Пензы, отца Аркадия Царана, это была предпоследняя группа желающих подняться на колокольню. Группа получилась многочисленная, и он спешил, поэтому разговор получился достаточно коротким.

 - Как я стал звонарем? С безденежья все началось у меня, - рассказывает отец Аркадий. - Был в моей жизни такой момент, когда я оказался без копейки в кармане. Уволился с работы по идейным соображениям. 26 лет мне тогда было. Там была какая-то неправда, я решил бороться и ничего лучше не придумал, как уволиться в знак протеста. А до этого вся моя жизнь была - полный рок-н-ролл. Был перкуссионистом, всякие бонги-шмонги.

- Значит логично все получилось. От маленьких колокольчиков перкуссии к большим колоколам? - спрашиваю.

- Вообще нелогично, - обрывает отец Аркадий. - Пьем с другом на кухне чай, и он рассказывает: «Варил решетку в Покровском храме, подошел звонарь и сказал, что ему помощник нужен. Я о тебе сразу и подумал». Я говорю: почему про меня? Это ж храм! Где я и где храм? Кто я? Рок-н-рольщик, тугдым-сюгдым. Нет, не могу! Отказался. Нет, нет, нет! Но у супруги было другое мнение. Пришлось пойти, нужно же семью содержать. Прихожу в Покровский собор. Там настоятель - отец Вячеслав. Поставил меня учеником звонаря, а заодно спросил, что делать могу. Сказал, что по профессии резчик по дереву. Меня и в резчики записали. Царские врата в Покровском храме резать помогал и параллельно ходил на колокольню. 

Успел до подъема на колокольню отец Аркадий еще рассказать, почему чаще большие колокола на Спасской колокольне бьют - бас слышен.

 - Когда учился, молодой был. Для меня колокола - это мощь, бом-бом-бам! Кач красивый, как музыканты говорят. Я вот его все время хотел, а отец Георгий, который моим наставником был, замечательный, кстати, музыкант, все к перезвонам меня пристрастить хотел. Но я до сих пор мощь и глубину люблю. Я когда экскурсию веду, группу ставлю и первым делом им вот эту тему больших колоколов и даю: «Хлеб-Соль! Хлеб-Соль! Пам-пум-пам-пум!». Это всегда безотказно действует, а уже потом мы «рисуночки» нарабатываем.

Люди на крыльце колокольни разные. Младшему чуть больше пяти. Как минимум двое - я и индиец-студент ПГУ - имеют по мировоззрению к православию весьма отдаленное отношение. Все радостно возбужденные, в предвкушении встречи с чудом. Отец Аркадий открывает двери и первыми впускает несколько ребятишек. У них важная роль -  они будут звонить в небольшие колокола на самом нижнем ярусе колокольни, встречая гостей святого места.

Отделочные работы в колокольне Спасского кафедрального собора еще не завершены. Впрочем, свет закатного весеннего солнца - одно из лучших украшений, которое только можно себе представить.

Путь к колоколам по длинным крутым лестницам - само по себе приключение, особенно для малышей. На пути к божественному преодолеваем несколько жутковатых ярусов. Учитывая назначение сооружения и торжественность момента, просится сравнение этого восхождения с мирской жизнью.

В конце, через тяжелый притвор, выбираемся на смотровую площадку. От колоколов нас отделяет еще два пролета лестниц.

Пока одна группа осваивает премудрости колокольного звона, есть время пофотографировать и полюбоваться красотами. Пенза с высоты птичьего полета (смотровая площадка вровень с куполами собора – не менее 50 метров над землей) и в лучах закатного солнца прекрасна. Мелочей, на которые привыкли ворчать в соцсетях обыватели, не видно, зато… Впрочем, сами смотрите.

Наконец, колокола. Вблизи они огромны. Самый большой весит более 8 тонн. Раскачать громадный язык - неплохая физнагрузка.

- Колокол - железка! Звуком его наполняет Господь! – рассказывает отец Аркадий. - Человек тоже из воды и праха состоит, а Господь его наполняет смыслом. Тут сфальшивить трудно. Когда человек звонит, это его личный разговор с Богом. Была у меня на Светлой Седьмице в прошлом году в группе одна женщина, которая звонила и остановиться не могла. Я говорю: ушли все! А она: погоди, я с Богом говорю! И снова туум-тум!

Справка «Пенза-Взгляд»: В церковной традиции различают звоны: благовест, перебор, перезвон и трезвон. Благовест - один из наиболее древних звонов православной церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от рождения до смерти. Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. И наконец самый веселый - трезвон. Это звон во все колокола или била (деревянная или металлическая доска или брус, по которым ударяли молотком или палкой - прим.ред.). По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, ритмику, динамику и композицию исполнения.

Если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь. 

Заставить колокола петь – задача непростая. Паутина канатов опутывает всю звонницу. Где-то нужно навалиться на веревку всем телом, за какие-то веревки просто потянуть, а язык большого колокола нужно подсечь, как рыболов подсекает рыбу.

Когда начинаешь раскачивать язык большого колокола, чувствуешь, как будто на другом конце веревки живое существо, и оно не сопротивляется тебе. Оно с тобой заодно. Нужно только поймать амплитуду и резко подсечь в момент удара. БОООМ! Звук настолько силен, что вздрагиваешь, даже будучи готовым к этому.

Какая-то радость наполняет меня, мирского и не слишком верующего человека. Суета рабочей недели осталась там, внизу. Здесь только солнце, безоблачное небо, живой язык колокола и его звук.

Спускаемся под чтение тропаря. На душе легко. Позитив или, лучше сказать, благодать.

-  Дни Светлой Седмицы напряженные, - говорит на прощание отец Аркадий. -  Группы каждый час, я столько людей за весь год не вижу, и все с позитивом приходят. Иду по улице, а меня люди узнают. Автограф конечно не просят, но суть не в этом. Они радуются, и я им в ответ радуюсь. Думаю, были, наверное, со мной на колокольне.    

Читайте также: «Выходные дни в мае 2022 в Пензе: как провести, чтобы сохранить здоровье».

Влад Языков
Влад Языков