26 апреля 2024, ПТ, 00:25
16 января 2021 Актуально

Продавцы воздуха. Как нас обманывают производители с помощью упаковки?

фото:https://pixabay.com

Баночки с толстыми стенками, флаконы с двойным дном, громадная пачка, заполненная продуктом менее чем наполовину. Разбираемся, на что следует обращать внимание, прежде чем приобрести тот или иной товар.

В лучшем случае мы можем лишь гадать, сколько продукта скрыто в той или иной банке или коробке. Потрясти, прикинуть на вес. Хотя масса продукта чаще всего указана на упаковке, производители легко манипулируют нашим сознанием.

По данным ассоциации потребителей Consumentenbond (Нидерланды), которые приводит проект Роскачество, в ходе проверки оказалось, что в половине случаев как минимум 50% пространства в коробке занимает воздух. Это не только вводит покупателя в заблуждение, но и приводит к увеличению объема мусора, который загрязняет планету.

Мало того, в четверти случаев в проверенных товарах лишь 25% коробки занимал товар — остальное воздух. Очень часто этим грешат производители сухих завтраков, в которых хлопья занимают в лучшем случае половину пачки, создавая иллюзию, что продукта больше, чем на самом деле.

А что у нас?

Специалисты Роскачества сообщают, что, согласно закону «Об упаковке и упаковочных отходах», производители и продавцы упаковки обязаны уменьшать вес и объем упаковки до тех минимальных значений, которые обеспечивают безопасность транспортировки, требования гигиены к упакованному продукту и являются приемлемыми для потребителя. Однако на практике эти положения носят рекомендательный характер в силу ряда причин.

Согласно ГОСТ 8.579-2019 «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при производстве, расфасовке, продаже и импорте», упаковка должна на 70% быть заполнена товаром, иначе ее можно считать фальшивой.

На практике этот пункт сплошь и рядом нарушается, так как соответствие данному ГОСТ — дело добровольное.

«В итоге, если рассчитать отношение массы всей упаковки к объему товара, то получается 1:2, 1:5 или даже 1:10. Один известный бренд парфюмерии имел соотношение 1:27. Естественно, завышенный объем упаковки создает завышенные ожидания по объему содержимого», - сообщают эксперты Роскачества.

Впрочем, производителю не всегда выгодно увеличивать рамер упаковки, так как это повышает расходы на транспортировку и логистику. Платить за перевозку «воздуха» коммерсантам также невыгодно. Однако есть ряд случаев, когда воздух - неотъемлемая гарантия сохранности продукта. Так, например, упаковки чипсов раздуты для того, чтобы потребитель не получил в конечном итоге крошки от жареной картошки.

Особый случай — так называемый «даунсайзинг», когда производитель, не меняя размер упаковки, уменьшает размер содержимого. Портал «Пенза-Взгляд» рассказывал о молоке, которое в одинаковых по размеру бутылках может потянуть на «честную» 1000 миллилитров и лукавые 900 мл. Еще один наглядный пример — шоколад, плитки которого у большинства производителей стали весить 90, а не 100 грамм или нашумевший случай с девятью яйцами в кассете.

Впрочем, это также не считается обманом, так как соответствующую информацию производитель указывает на упаковке. Специалисты отмечают, что упаковка всегда удорожает продукт. В цену товара входит ее стоимость: и материалы, и работа маркетологов, которые трудились над тем, чтобы сделать упаковку такой привлекательной. Товар на развес выходит дешевле, плюс можно использовать свою тару. Однако и тут возможно лукавство - на этот раз со стороны ритейлеров, которые могут расфасовать весовой товар, к примеру, порезанную на кусочки колбасу на подложку, включив ее вес в общий вес продукта.

Читайте также : «Главные правила хранения продуктов в холодильнике».