26 апреля 2024, ПТ, 16:26
15 декабря 2020 Актуально

Цифровое пространство в России: как не превратить его в «мертвое»

фото:https://pixabay.com

В Торгово-промышленной палате России прошел круглый стол, посвященный трендам и концепции развития отечественного цифрового медиапространства. Представители рынка высказали свои опасения и надежды по поводу перспектив.

Дискуссию открыл председатель Совета ТПП России по развитию информационных технологий и цифровой экономики, исполнительный директор Ассоциация компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. Он напомнил, что сегодня происходит размывание границ разных отраслей и сегментов экономики – в IT и на рынке телекоммуникаций стало гораздо больше интересантов, чем еще несколько лет назад. То же самое можно сказать и о медиапространстве, подчеркнул он. «В этих условиях нужно часто пересматривать стратегии и концепции развития. В начале этого года в Минцифры принесли стратегию развития отрасли. Мы ее посмотрели, оценили, написали замечания. Затем случилась «корона», и об этой стратегии все забыли, хотя и до того она не отвечала требованиям времени», - заявил Комлев.

По его мнению, в цифровой среде крайне важна актуализация программ. «Эти документы, если они рождаются в тиши кабинетов, получаются мертворожденными. Без дискуссии и широкого обсуждения хороший документ сделать трудно», - уверен спикер.

Главной целью собрания представитель ПАО «Вымпелком» Олег Караджи назвал эволюцию цифровизации и высказал в связи с этим ряд опасений насчет готовящегося законопроекта о едином поставщике телеконтента. Он видит в этом целый ряд рисков для отрасли: излишняя централизация распространения телевизионных услуг в стране, повышение вероятности глобальных технических проблем, отсутствие гарантий качества предоставляемой услуги и, как следствие, снижение уровня лояльности по отношению к работающим на рынке операторам, проблемы с интеграцией стороннего программного обеспечения, удорожание услуг для участников рынка и конечного потребителя.

Начальник отдела развития телевизионных сервисов компании «ТранТелеКом» Антон Гурин согласился со многими тезисами Олега Караджи, отметив к тому же опасность утери конфиденциальных данных. «Настораживающим фактором является встраивание стороннего программного обеспечения – по сути это black box. Мы не знаем, какую информацию будет собирать ПО о наших клиентах. Мне кажется, это не совсем правильный подход, если мы говорим о концепции развития телевещания. Хотелось бы, чтобы к ее формированию привлекали в том числе и операторов, которые являются большой частью рынка. Децентрализация в данном случае более применима, чем единое решение», - отметил Гурин.

 Руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти компании «МегаФон» Никита Данилов выделил три главных принципа, на которые, по его мнению, следует опираться при разработке концепции цифровизации – конкуренция, баланс интересов сторон и учет долгосрочных перспектив.

«Говоря о стратегии развития аудиовизуальных сервисов, отмечу, что краткосрочные решения, связанные с монополизацией, позволят в короткое время кому-то заработать, но в долгосрочной перспективе все участники проиграют, так как не смогут использовать все способы монетизации, существующие на рынке», - подчеркнул он.

Новый аспект затронул в своем выступлении руководитель по взаимодействию с органами государственной власти АО «ЭР-Телеком Холдинг» Максим Фаязов. Он напомнил о том, что в пишущейся ныне концепции развития цифрового телевещания совершенно не затрагивается вопрос инфраструктуры. «Операторы связи к этому процессу не привлечены, а это важно для документа стратегического планирования. От 10 до 20 процентов выручки в год каждый оператор инвестирует в развитие инфраструктуры. Надо вовлечь максимальное число компаний в обсуждение этого вопроса. Писать сегодня концепцию только в кругу телерадиовещателей будет однобоко», - уверен он. 

Свое мнение в рамках дискуссии высказал представитель Национальной спутниковой компании Владислав Лузгин. Он выразил сомнения в необходимости создания третьего мультиплекса, о котором сейчас задумываются на федеральном уровне.

«При создании второго мультиплекса предполагалось, что расходы, связанные с вещанием, будут покрывать сами вещатели. На деле государство тратит огромные суммы, поддерживая вещание второго мультиплекса. Встает вопрос целесообразности третьего мультиплекса. На наш взгляд, в нем нет никакой необходимости. Его создание не решит проблемы поддержки регионального телевещания, он не сможет самостоятельно оплачивать свое существование. Государство вновь будет выделять миллиарды рублей, что странно в текущей ситуации. Операторы будут вынуждены отключать уже существующие телеканалы, чтобы поднять на спутник телеканалы третьего мультиплекса. Организация третьего мультиплекса воздает колоссальный негативный эффект для всей отрасли», - обосновал он точку зрения компании.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий не согласился с тезисами Лузгина. «Существует некий набор мифов, который следует оставить в прошлом. Миф первый: региональные компании не смогут оплачивать свое существование в рамках мультиплекса. Может они сами будут решать - смогут или не смогут? Третий мультиплекс, как целостный и единый нецелесообразен. Должна идти речь о сумме локальных мультиплексов. Необходимо строить систему цифрового вещания, потому что сейчас есть явная дискриминация части населения, которая не получает качественный сигнал от региональных телевещателей, фактически они исключены из системы цифрового распространения», - заявил Потоцкий.