3 мая 2024, ПТ, 03:52
25 мая 2020 Общество

Макияж машины боевой. Как пензенский Т-34 готовят к параду

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд

Зачем танк периодически заводят, почему управление боевой машиной требует физподготовки и не повредит ли техника асфальт на проспекте Победы?

Полгода уникально сложной и ответственной работы, немалые вложения и более тридцати предприятий, которые приняли участие в восстановлении легендарного танка Т-34. Боевую машину - один из символов победы в Великой Отечественной - возрождали, что называется, всем миром.

О сложностях ремонта портал «Пенза-Взгляд» уже писал здесь. Реконструкторы успели закончить работу к юбилейной дате, но, по известным всем причинам, демонстрация танка широкой публике была отложена. Парад, посвященный Победе, перенесли, и его дата пока неизвестна, однако в том, что он состоится и Т-34 проедет по пензенским улицам, сомнений нет.

«Танк стоит неподалеку от административного здания завода, чтобы работники и гости предприятия могли полюбоваться сделанной общей работой, этой боевой машиной, ощутить, что продолжается год 75-летия Великой Победы, - рассказывает руководивший восстановлением машины директор по спецпроизводству литейно-механического завода «МашСталь» Александр Демкин. - Перед мероприятиями, в которых танк будет участвовать, его предстоит подкрасить, навести лоск. Чтобы не сели аккумуляторы и чтобы поддерживать технику в состоянии готовности, мы ее заводим и прогреваем. Перед парадом загоним танк снова в цех, где подкрасим, обновим и отправим к памятнику Победы».

Дополнительное время, которое коронавирус непредвиденно дал на подготовку машины к параду, оказалось нелишним. Появилась возможность еще один раз все перепроверить, чтобы на параде сбоев не было.

«Военная техника того времени требует особого ухода и ее ресурс не такой большой, как у современных машин. Тем более нужно учитывать, сколько лет простояла машина. Детали также не новые, в большинстве своем аутентичные, поэтому необходимо быть готовым к любым неожиданностям, - отмечает руководитель реконструкции танка. - Приведу пример: в последние три дня у нас возникали проблемы - то ломался вал бензонасоса, то трубку топливную передавливало, то фильтр переставал пропускать дизтопливо. Именно поэтому профессия того, кто управляет танком, и называется механик-водитель. То есть он не просто управляет машиной, но и знает ее материальную базу, чтобы своевременно и быстро устранять возникающие неисправности».

Кто будет управлять главным пензенским символом Победы, пока вопрос открытый. Есть лишь идеи, из кого будет сформирован экипаж. По словам Александра Демкина, в него обязательно войдут ветераны тех предприятий, которые принимали участие в реконструкции боевой машины. Ввиду их почтенного возраста и состояния здоровья, возможно, их участие будет символическим, а танк поведет приглашенный механик-водитель. На это есть и еще один резон — дело в том, что управление боевой машиной дело непростое — для этого нужно быть физически крепким человеком, в управлении танк тяжелый. Даже передачу просто так не включишь, это можно сказать «силовое» упражнение. Синхронизаторы двигателя и коробки передач вообще не предусмотрены.

«Функционал танка полностью восстановлен. Единственное, башня поворачивалась с помощью электродвигателя и вручную. Электродвигатель мы ставить не стали, а все ручные механизмы действуют. По поводу маневренности — ключевые механизмы управления мы не меняли, - рассказывает Александр Демкин. - Есть проблемы при включении передач, но это особенность или, как говорят, «болезнь» данной модели. Если у американских танков и «тигров» в коробках передач косые зубья, то у Т-34 они прямые, поэтому передачи переключаются весьма тяжело. Говорят, что во время войны чуть ли не весь экипаж помогал механику переключать передачи»

Вообще, по словам Александра Демкина, есть разница между представлениями, которые сложились по поводу легендарной машины по кинофильмам, и действительностью: «Простота этой машины во время войны была оправданна, так как главная задача состояла в том, что танк должен был выдержать 40 минут боя. Поэтому машина функциональна и очень проста. Но в управлении это, конечно, не внедорожник»

Отдельная тема, волнующая пензенцев, а в особенности автомобилистов - не повредит ли танк асфальт во время парада. Александр Демкин показывает участок асфальта, где танк разворачивался - это самый опасный для дорожного покрытия момент движения. На асфальте повреждения заметны, но не критичны.

«Я думаю, что наши погодные условия, когда то мороз, то оттепель, намного опаснее для дорог, чем гусеницы танка. Он, конечно, может оставить какие-то следы, так как весит тридцать две тонны, но не «поднимет» асфальт на проспекте и ничего сильно не повредит, поскольку не будет делать никаких маневров. Отмечу, что в Москве танки также едут с открытыми гусеницами и ничего страшного не происходит».

С гусеницами тоже, кстати, пришлось повозиться: «Дело в том, что они спеклись и практически не гнулись. Поэтому их пришлось выдерживать четыре часа в термической печи, нагревая до 400 градусов, чтобы потом на водяной бане удалить ржавчину. Только после этого смогли натянуть их на танк».

Что касается надписей «Пенза мстит» на борту и звезд на стволе главной пушки, то, по словам Александра Демкина, это не фантазия ремонтников. «Военная раскраска» танка взята из фильма «Экипаж машины боевой», где есть эпизод, посвященный подвигу уроженца села Наровчат, Героя Советского Союза Александра Милюкова, чей экипаж в разгар боев на Курской дуге во время танковой дуэли уничтожил немецкую «Пантеру». На пушке размещено семь звезд — по числу вражеских танков, подбитых экипажем Александра Милюкова.

Другие новости Пензы и региона читайте здесь.