3 февраля 2025, ПН, 02:53
6 ноября 2019 Общество

Куда идут деньги пензенцев, заплаченные за проезд?

фото:Пенза-Взгляд

Разбираемся, почему комфортный и быстрый общественный транспорт - удовольствие не из дешевых.

В представлении большинства пассажиров транспорт - это золотое дно: в автобусе собирают плату с пассажиров, а затраты идут лишь на топливо и зарплату водителя. Народ возмущается, что несмотря на то, что цена проезда растет, новых автобусов большой и малой вместимости появляется не так много, как хотелось бы.

Даже при поверхностном анализе данного вопроса становится понятно, что такие представления в корне не верны. Во-первых, новый автотранспорт все-таки появляется: так, можно заметить, что с городских дорог в последние годы практически полностью исчезли «ГАЗели», которые раньше использовались в качестве маршрутных такси. Откровенно старых или не отвечающих современным требованиям автобусов большой вместимости на городских маршрутах нет. Автобусы хоть и в большинстве б\у, но в отличном техническом состоянии.

Во-вторых, содержание автопарка вещь весьма затратная. Сначала возьмем те расходы, что лежат на поверхности. Первое - это топливо. За этот год было зафиксировано три заметных повышения цены на него, последнее из которых произошло в начале осени. Вторая крупная составляющая, тем более важная при эксплуатации транспорта с пробегом, — запчасти. Рост цен здесь стабилен, это известно любому автомобилисту.

Есть и не такие очевидные, но от этого не менее необходимые вложения: само ремонтное оборудование, квалифицированный персонал. Требования к базам, точкам ремонта и диагностики повышаются с каждым годом и также требуют значительных затрат. Кроме того, автобус это не только мотор и колеса, но и современная начинка. Актуальные требования - оснащение системами ГЛОНАСС, контрольно-кассовой техникой, тахографами, системами безопасности вплоть до видеокамер внутри салона.
Добавим к этому, что большие автобусы имеют полную загрузку только в часы пик, и, по словам кондукторов, в течение дня ходят практически пустыми, то есть, при тех же расходах работают в убыток.

Стоит ли удивляться, что обновление автопарка остается для руководителей автотранспортных предприятий пока лишь мечтой. Сходное положение и в других регионах нашей страны.

Однако сказать, что проблема не имеет решения, нельзя. Практика показывает, что в тех городах, где власть и перевозчики работают сообща, ее удается решить во благо жителей.