20 апреля 2024, СБ, 00:41
20 октября 2019 Культура

Пенза стала вторым городом, где были показаны «Метаморфозы» Никиты Михалкова

Автор:Шулемятьева Татьяна
фото:Пенза-Взгляд

Спектакль получил колоссальный успех у зрителей (16+).

В минувшую субботу в Пензенском областном драматическом театре состоялся показ спектакля «Метаморфозы-5:Ведьма» - это режиссерская работа Никиты Михалкова. Не изменяя традиции (уже четвертый раз), он приехал в Сурский край с актерами в рамках гастролей столичного Государственного театра киноактера совместно с Академией кинематографического и театрального искусства Михалкова. 

Перед выступлением своих подопечных режиссер пообщался с пензенскими журналистами в присутствии губернатора Ивана Белозерцева, а после занял почетное место в центре зала.

Спектакль начался с кадров на широком экране, на которых мэтр учил актеров не выпускать внимание зрителей – плакать без слез, искренне смеяться, не фальшивить и всегда быть на сцене собой.

Затем Никита Михалков вышел на сцену, чтобы поприветствовать пензенскую публику. Он рассказал, что в Пензе состоится буквально премьера «Метаморфоз», так как до этого они показывались лишь однажды – в столице. Также режиссер поблагодарил зрителей за громкие аплодисменты перед началом спектакля, однако заметил, что пока что не за что.

«Метаморфозы» - спектакль-конструктор, «слепленный» из восьми повестей русских классиков – Антона Чехова и Ивана Бунина. В промежутках между каждой новой историей зрители могли увидеть видеофрагменты с репетиций.

Началась постановка с чеховской «Супруги». В главных ролях – молодые актеры Сергей Радченко (Николай Евграфыч, муж), Виктория Соловьева (Ольга, жена) и Анна Андрусенко (служанка). Им предстояло сыграть комичную, но в то же время драматичную ситуацию – муж находит письмо любовника для жены, далее, как следствие, развивается конфликт, сопровождающийся слезами, криком и истерическим хохотом.

В продолжение комедийной ситуации режиссер предложил окунуться в здание храма (повесть Антона Чехова «Канитель»). Этому способствовали 3D-декорации, которые были расположены как сзади сцены, так и на переднем плане. По сути, актеры все это время находились за прозрачной ширмой, которая в нужный момент превращалась то в кулисы, то экран, то служила в качестве декораций – мебели, внешней стороны дома и так далее.

В этой сцене перед зрителями оказался дьячок (Наиль Сафин), к которому пришла бабка (Александра Титова) вместе с внучкой (Екатериной Нестеровой), чтобы поставить свечи за здравие и упокой. Однако серьезное дело постоянно срывалось – то внучка падала, то залезала туда, куда не нужно, то сама бабка забывала, зачем пришла.

После веселой истории пензенцы окунулись в реальную жизнь – полную не только радостей, но и огорчений, печальных событий. На сцене разворачивались события из повести Ивана Бунина «Три рубля». В грозу в дом к Борису Петровичу (Арсений Тополага) забрела гимназистка (Мария Глебова). Коридорный барина (Кирилл Быркин) принял последнюю за дворовую девку. Оказалось, что бедной девушке не оставалось ничего иного, как прийти в дом к незнакомцу и «продаться» ему, чтобы получить на проживание три рубля. Мужчина хотел поиграть с девушкой, а в итоге у них случилась настоящая любовь, после чего счастливая история была прервана смертью гимназистки от болезни.

Не давая зрителю погрузиться в мир размышлений, режиссер решил вернуть пензенцев к реальности с помощью повести «Дачники» Антона Чехова – истории о двух влюбленных молодых людях, только что сыгравших свадьбу. Саша (Николай Буланов) и Варя (Юлия Дурнева) совсем недавно проводили родственников жены и мечтали остаться одни, как вдруг к ним в гости приехали родственники мужа.

Примечательно, что в этой сцене устами главного героя была упомянута Пензенская губерния, родом из которой он был. К слову, необычным решением была не только вставка видеофрагментов с репетиций, но и рассказ героев о себе в третьем лице. Это делалось в тех случаях, когда требовались ремарка, дополнение об образе или необходимо было передать те слова, которые герой подумал, но не решился озвучить.

После четырех историй наступил антракт, во время которого зрители смогли не только переварить увиденное на сцене, но и взять автограф у Никиты Михалкова.

Второй акт начался с «Чистого понедельника» Ивана Бунина. Еще одна история любви тех людей, которые распрощались навсегда. Однако, когда спустя год он (Георгий Иобадзе) случайно увидел ее (Екатерину Нестерову), герой высказал свое восхищение и удивление в том, как даже в темноте любимая некогда женщина смогла почувствовать его присутствие и поднять глаза в его сторону.

Одной из самых комичных сцен оказалась зарисовка по повести Антона Чехова «Нервы», в которой пугливого Дмитрия Осиповича сыграл Сергей Радченко, а роль француженки Розалии Карловны была исполнена Полиной Шустаревой. Смешными оказались как образы героев – трусливого мужчины и напористой женщины, так и сама ситуация – когда наутро мужчина успокаивал себя тем, что измена ему только приснилась. Однако об обратном неумолимо свидетельствовало то, что он проснулся в чужой постели с рейтузами Розалии Карловны в руках.

Предпоследней была представлена повесть Антона Чехова на злобу дня под названием «Ушла». Мари (Эвелина Семерикова) жаловалась своему мужу (Антону Стреляеву) на то, что один «подлец» женится на «благородной девушке». Женщина уверяла мужа, что эта ситуация не постижима уму, и что она бы бросила супруга, если бы узнала, что тот совершил хоть одну тысячную из того, что делает ее знакомый. Однако, по закону жанра, так и оказалось. Мужчина стал рассказывать жене, что он тоже не так честен, как она думает. Об этом говорит один только наряд супруги стоимостью более 11 тысяч, когда годовое жалование мужа составляет три тысячи. 

Завершался спектакль повестью «Ведьма» Антона Чехова, которая и послужила названием для всей постановки. На сцене развернулся один из вечеров дьячка Василия Гыкина (Кирилла Быркина) и дьячихи Раисы (Марии Глебовой) в метель, когда пугливый муж за обычные совпадения называл жену ведьмой. Однако в какой-то момент терпение женщины не выдержало, и она резко ответила, начав гонять его по дому с криками «Ах, это я ведьма?».

Вдобавок ко всему, на сцене появились и другие женщины в похожих платьях с распущенными волосами и платками в руках, которые тут же пустились в пляс, а следом за ними и мужчины. На этой позитивной ноте кулисы закрылись, после чего актеры в сопровождении Никиты Михалкова, который поднялся на сцену из зрительного зала, несколько раз поклонились пензензенцам. А в ответ получили бурю аплодисментов и букеты цветов.