На страже интересов пензенцев: за что отвечает Уполномоченный по правам человека
![](/images/uploads/2025/02/09/1628a89bd26fc96312b96208553775f8.jpg)
В марте исполнится год с тех пор, как уполномоченным по правам человека в Пензенской области назначили Владимира Фомина. О том, с какими проблемами приходят горожане и как удается им помочь, он рассказал «Пенза-Взгляд».
Карьера правозащиты — смысл жизни
Уполномоченный по правам человека вспоминает, что начал защищать людей еще в школьные годы — тогда он вступался за одноклассников. В дальнейшем желание помогать привело его в Академию ФСБ. Владимир Фомин окончил учебу с отличием, после чего построил карьеру в силовых ведомствах: сначала была служба в органах прокуратуры, затем — в следственном комитете.
Указом президента Российской Федерации от 30 сентября 2019 года Фомин был назначен на должность первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного Комитета РФ по Приморскому краю, а годом позже возглавил приморское управление СК.
О том времени он вспоминает с благодарностью:
— Мне повезло в какой-то степени. Когда я пришел, появилось новое руководство в МВД, ФСБ, прокуратуре. Вместе мы стали заниматься организованными преступными группами и сообществами, борьбой с коррупцией. Очень много было преступлений против личности и связанных с экстремизмом. За небольшой период времени мы снискали авторитет у местных жителей. Не все вопросы решили, но смогли защитить права многих.
Несмотря на успехи в Приморье, глава Следкома мечтал вернуться на малую Родину.
— Мне всегда хотелось жить и работать, трудиться для жителей Пензенской области. Появившаяся возможность стать Уполномоченным по правам человека сыграла ключевую роль.
Новая должность
В 2024 году губернатор Олег Мельниченко внес в Законодательное Собрание области предложение о назначении Владимира Фомина на должность Уполномоченного по правам человека в Пензенской области.
Законотворцы направили ходатайство федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой. Получив ее одобрение, пензенские депутаты поддержали кандидата.
— Основное направление моей деятельности — работа с обращениями граждан. Люди жалуются на действия чиновников, на нарушения со стороны органов власти. Моя задача — не наказать виновное должностное лицо, а помочь человеку, чьи права нарушены, и создать условия для его защиты.
— Должностное лицо — понятие широкое. О ком идет речь?
— Во-первых, это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые действуют на территории субъекта. Грубо говоря, это МЧС, МВД, ФСИН, судебные приставы и т.д. Вторая категория — органы государственной власти и иные государственные органы субъекта РФ, кроме законодательных органов. Сюда относятся региональное правительство, министерства и ведомства, которые созданы непосредственно на территории Пензенской области. Также поступают жалобы на органы местного самоуправления — муниципалитеты, сельские администрации.
Сразу же хочу заметить, что люди не всегда хотят именно пожаловаться. Порой они приходят, чтобы узнать, кто прав в сложившейся ситуации. Тогда на первый план выходит правовое просвещение. Мы оказываем бесплатную юридическую поддержку: либо помогаем разобраться в конкретной ситуации, либо поясняем, куда необходимо обратиться.
— С какими проблемами к вам приходят особенно часто?
— Наиболее чувствительными являются социальные. На втором месте — гражданские права. Есть категория вопросов об экономических правах. Сюда входит земельное, трудовое законодательство. Наверное, это временное явление, но мы обязаны сказать, что поступает много вопросов от участников СВО, их близких.
— Вы занимаетесь исключительно обращениями?
— Главной целью работы Уполномоченного является оказание помощи конкретному человеку, попавшему в сложную ситуацию, права которого ущемлены. Помимо оперативного реагирования на обращения граждан, моя задача — выявлять проблемы в сфере обеспечения прав, разрабатывать предложения по их решению.
В обязанности также входит организация мероприятий по правовому просвещению населения, развитие межрегионального и международного сотрудничества. Еще одна задача — обозначать приоритетные темы правозащиты, на которые следует обратить пристальное внимание органов власти.
— Как вы можете помочь людям?
— Сначала проверяем жалобу, анализируем ее суть. Если человек жалуется на решение какого-либо органа государственной власти субъекта РФ, мы вправе запросить у этого органа соответствующую информацию. Предположим, гражданин считает, что его не обеспечили лекарствами. Тогда обращаемся в Минздрав за пояснениями по ситуации. Также я вправе лично посетить государственные и муниципальные органы, организации.
Не будем забывать о том, что весомая часть жалоб поступает из мест принудительного содержания и отбытия наказания. В такие учреждения, которые находятся на территории области, Уполномоченный имеет право прийти, зафиксировать возможные нарушения.
Допустим, гражданин жалуется, что его поместили в камеру для административно задержанных, где отсутствуют надлежащие условия содержания. Уполномоченный не может быть специалистом во всех областях. Чтобы убедиться, что уровень света в камере действительно ниже, чем положено, а санитарные условия не соответствуют нормам, мы можем привлекать специалистов.
— С какими организациями вы тесно сотрудничаете?
— Один в поле не воин. Мы взаимодействуем со всеми правоохранительными органами и исполнительными органами власти, и если видим, что нарушаются права на территориальном уровне, то руководство очень быстро реагирует и поправляет тех, кто допускает ошибки. Очень конструктивное взаимодействие у нас с прокуратурой и следственным комитетом.
Плотно работаем с Минюстом в плане оказания бесплатной юридической помощи. Есть Ассоциация юристов России. Ее пензенское региональное отделение возглавляет Глеб Синцов. Когда мы проводим личные приемы, приглашаем в том числе и специалистов этой организации.
Контактируем с общественниками, идет работа по линии фонда «Защитники Отечества», работаем с пензенскими вузами, депутатами Законодательного Собрания региона. Положительных примеров восстановления справедливости в нашей совместной работе уже немало.
Единственное, наверное, о чем нужно сказать отдельно, – это судебная власть. Иногда поступают обращения и жалобы на судебные органы, но здесь мы исходим из того, что контактов быть не должно. Есть только бумажная переписка и официальные заявления.
— Предположим, нарушение найдено. Что вы делаете дальше?
— У Уполномоченного нет властно-распорядительной функции. Я могу только рекомендовать. В 90% случаев уже на этом этапе рекомендации выполняют.
Есть еще 5-6%, когда органы власти сообщают, что информация нашла подтверждение, но вопрос не может быть решен прямо сейчас. Например, на данный момент нет денег. То есть, они не отказали, но и одновременно это нарушение не устранили. Тогда мы берем ситуацию на контроль и добиваемся, чтобы недостатки были полностью устранены.
Орган, который получает мои рекомендации, вправе не согласиться с ними. В этом случае мы включаем другой механизм защиты нарушенных прав. Обращаемся в прокуратуру или в суд — те органы, решения которых являются обязательными для исполнения.
— Как человеку понять, в какой орган обращаться, если его права нарушили?
— Каждую сферу деятельности контролирует определенное ведомство: министерство, служба, инспекция, департамент, местная администрация. Чтобы решить проблему, нужно обратиться в соответствующее ведомство. При необходимости — в его вышестоящую инстанцию. Надзор за соблюдением законодательства осуществляет прокуратура. Также защитить права граждане могут в судебном порядке.