24 апреля 2024, СР, 05:33
25 ноября 2020 Образование

Пензенские ученые изучили чилийского микрохищника

фото:пресс-служба ПГУ

Выяснилось, что найденный микроорганизм может оказаться одним из самых первых предков всех животных. Его открытие может поставить под сомнение современные представления о возникновении многоклеточности.

Рукводителем исследования одноклеточного жгутиконосца, обнаруженного в прибрежных водах Чили, стал выпускник факультета физико-математических и естественных наук ПГУ Денис Тихоненков.

Ученый, который в настоящее время является главным научным сотрудником Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН, предложил присоединиться к исследованиям коллегам из ПГУ.

Как сообщает пресс-служба вуза, помимо ученых из Пензы, МГУ и Центра исследований океана имени Гельмгольца, в команде исследователей были и представители Департамента ботаники Университета Британской Колумбии.

«Задача оказалась непростой: для начала нужно было создать оптимальные условия для его размножения. Так как жгутиконосец был найден в морской лагуне, то нужно было подобрать соответствующую соленость и состав питательной среды для культивирования, а также температурный режим. Tunicaraptor является хищником, и его было нужно чем-то кормить. Идеальной пищей оказался другой жгутиконосец - Procryptobia sorokini, который в свою очередь питался бактериями Pseudomonas fluorescens», — рассказывает один из участников проекта Антон Есаулов

В ходе наблюдений было выяснено, что найденное существо передвигается с помощью жгутика и образует временную многоклеточную колонию — микроорганизмы охотятся сообща, облепляя жертву со всех сторон. Под микроскопом это выглядит как образование многоклеточного псевдоорганизма. После поедания от жертвы практически ничего не остается, а хищники разлепляются и расплываются в разные стороны.

«При изучении его генетического материала зоологи обнаружили последовательности, специфичные для многоклеточных животных. Похоже, что эти последовательности имеют общее происхождение, и поэтому Tunicaraptor может оказаться одним из самых первых предков всех животных», - отмечает пресс-служба ПГУ.

Сообщается, что подробности исследования нового организма опубликованы в журнале Current Biology.