25 апреля 2024, ЧТ, 03:32
26 ноября 2020 Общество

119 и 10 миллионов. Дорогие концепции развития общественного транспорта

фото:Пенза-Взгляд

Тема улучшения транспортного облуживания населения актуальна в любое время. Однако стоимость рекомендаций по решению вопросов работы общественного транспорта порой крайне велика.

Например, в Самаре контракт на 119 миллионов рублей с одним из институтов на выполнение научно-исследовательской работы, направленной на улучшение работы общественного транспорта региона, заключен в мае 2020 года. В Пензе пока о таких суммах речи нет, но еще в марте 2020 года в пензенской Гордуме был поставлен вопрос о концепции развития общественного транспорта в городе. Тогда речь была о сумме в 10 миллионов рублей.

При этом, если сравнивать Пензенскую и Самарскую области, то у нас размер бюджет примерно в три раза меньше, а численность населения меньше почти в 2,5 раза. Исходя из этого, можно предположить, что подобные исследования для всей области стоили бы у нас примерно 40-50 миллионов рублей. Огромная сумма.

Заметим, что данные по пассажиропотоку, эффективности маршрутов, вариантах закупки техники есть и у пензенских перевозчиков. Компании заинтересованы в том, чтобы их работа была максимально эффективной, поэтому на постоянной основе изучают возможные варианты приобретения новой техники, рассматривают варианты внесения предложений по улучшению маршрутной сети, владеют полной информацией о пассажиропотоках. В конечном счете именно пассажир определяет, будет ли маршрут востребован или автобусы будут ездить полупустые, а данные о пассажирах на том или ином маршруте в компаниях-перевозчиках не только собираются, но и анализируются на постоянной основе.

Из этого может следовать вопрос о целесообразности затрат в размере десятков, а то и сотен миллионов рублей на исследования в области общественного транспорта. Концепции «на бумаге» могут разбиться о реальность и нежелание пассажиров ездить на автобусах по, казалось бы, выверенному маршруту. Часто только годы работы в городе или населенном пункте дают компаниям-перевозчикам целостную картину того, как ведут себя пассажиры, перемещаясь из одного района в другой. Даже сезонность сказывается на привычках горожан, как и много других факторов, не всегда очевидных при наблюдении. Учесть это при исследовании в сжатые сроки крайне непросто. При этом у власти всегда есть возможность в диалоге с работающими компаниями-перевозчиками найти оптимальные решения как для города в целом, так и для конкретного микрорайона в частности.

А миллионы рублей вместо разработки концепций можно направить на решение социально значимых вопросов – постройку школ и детских садов, ремонт дорог и тротуаров.