19 апреля 2024, ПТ, 00:43
16 декабря 2020 Интервью

Педагог Ирина Смирнова: «Когда речь идет о здоровье и жизни детей, рассуждать тут не о чем!»

фото:из личного архива Ирины Смирновой

Беседа с кандидатом педагогических наук, сотрудником Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области Ириной Смирновой об учебе в условиях противовирусных ограничений.

-Ирина Федоровна, с начала пандемии родители и дети разделились на два непримиримых лагеря – одни за дистанционку, пока в городе свирепствует вирус, другие против.

- Вы знаете, в ситуации с дистанционным обучением больше всего паники было не у детей, а у родителей. Когда я вижу, что некоторые родители с плакатами выходят, чтобы выразить свое несогласие с дистанционкой, у меня впечатление, что большинство из них просто не хотят себя этим отягощать. Потому что, когда речь идет о здоровье и жизни детей, рассуждать тут не о чем! Если нужно, можно и потерпеть.

Учеба, все равно в каком формате, в любом возрасте для ребенка должна быть желаема и интересна и вызывать положительные эмоции. Как это сделать? Многое зависит от учителя, но хотелось бы остановиться на родителях. Ведь у учителя в классе 20-30 человек, и это чужие дети. А своим - одному-двум - можно и помочь.

- Проблемы с дистанционным обучением были в основном не технические. Родителям, ученикам, учителям просто было трудно перестроиться под новый формат. Пока возвращаться к этой форме не планируется, но вирус трудно поддается прогнозам, и хотелось бы понять, как настроить ребенка на учебу.

- Главное слово, которое звучит со стороны учителей и родителей – «надо». Установка «ты должен» программирует на то, что учеба - неприятное дело. Это срабатывает отрицательно. Когда тебя принуждают , сразу возникает внутреннее отторжение. Потому что каждый человек, независимо от возраста, хочет чувствовать себя субъектом – «Это я решаю, как мне жить!».

Ребенок в школе учится 9-11 лет. Мы, родители, нередко его приучаем к постоянному внешнему контролю. В результате возникает чувство беспомощности: «Я сам ничего не могу, придет мама, меня подпихнет, и я начну делать уроки». Затем мы обвиняем детей в том, что они несамостоятельные, а на деле сами их такими делаем. Жесткий контроль приводит к результату «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Слова «надо» и «должен» имеет смысл оставить для ограниченного круга ситуаций, когда нам приходится действовать несмотря ни на что. Учеба - это интересная, нормальная жизнь, которая должна быть насыщенной. Всем взрослым полезно иногда взглянуть на свое поведение дома, отношения с ребенком со стороны, и тогда многие противоречия сами по себе обнажаются и становятся очевидными.

К примеру, кто сказал, что учеба - это тяжкий труд? Почему это гранит науки? Почему его грызть нужно? Почему нельзя учиться с удовольствием? Детский и подростковый возраст – это самое любознательное время в жизни. И вот эти любознательные подростки не хотят учиться? Это как?

Это наши с вами ошибки. Чтобы ребенок хотел учиться, мы должны создать определенные условия. Нужно переориентироваться с жесткой установки «надо-должен» на другие.

- На какие?

- Есть два эффективных акцента: первый - «хочу», а второй - «могу». Организовывать учебный процесс , в том числе дома, имеет смысл так, чтобы даже большие объемы информации дети могли перерабатывать быстро. Почему не любят учебу? Потому что это долго, это нудно, это трудно.

С самоорганизацией у детей действительно могут быть проблемы, и тут нужна наша помощь. Как помочь? Опять же не контроль, а подсказки, советы. Привлекаем на помощь интернет, который для ребенка является авторитетным источником, узнаем эффективные способы учебной деятельности. И договариваемся - вот тридцать минут ты учишься, а потом отдыхаешь, можешь гантелями помахать, почитать, потом еще полчаса поработать, опять же главное - это вопрос мотивации - нужно, чтобы ребенок хотел это делать. Как? Предложить попробовать сделать так, чтобы учеба занимала как можно меньше времени, но не за счет некачественной работы, а за счет быстрого ее выполнения .

Дома больше возможностей. Прочитал параграф, не понял, заходишь в Ютуб и находишь объяснение материала разными учителями, при этом совершенно не напрягаясь и попивая чаек. Тяжело на слух – можно найти текстовую информацию. То есть дома больше вариантов восприятия информации, ведь в классе ты учителя не выключишь и «не перемотаешь». И если сам подросток до этого не дошел, ему нужно это подсказать.

-Вы говорите, что делать нужно быстро, однако в представлении большинства родителей есть уверенность, что чем ребенок больше сидит за учебниками, тем лучше...

- Нас, родителей, должно настораживать не то, что ребенок мало времени за домашним заданием - это как раз похвально, значит, он делает все с интересом, а то, что ребенок долго сидит за уроками. Быстро – это эффективно, быстро сделал – пошел играть. Это выгодно.

Главное, насколько эффективно тратится время. Мотивировать на скорость выполнения задания можно, например, с помощью песочных часов или секундомера, чтобы каждый раз у школьника уходило меньшее время на выполнение задания. Создать ситуацию азарта, соревнования с самим собой.

«Хочу» можно развивать созданием ситуации выбора. Чем больше выбора у ребенка, тем лучше. Элементарно, вместо «Садись делать уроки» спросите: «С какого урока начнешь - с математики или русского?». Казалось бы, мелочь, но, если мы предлагаем выбор, ребенок очень редко отказывается. Нужно просто подумать, что нужно сделать, как предложить, чтобы ребенок не сказал «нет».

- Еще одна проблема, которую часто озвучивают родители – гаджеты. Дети либо «в телефоне», либо «в компьютере».

- Телефон, который многим заменяет жизнь, в том числе школьную, это конечно, проблема. Дети, безусловно, не должны сидеть круглые сутки в телефоне, но как ограничить?

Если мы делаем это через запрет, то у ребенка появляется сопротивление – а почему вы решаете за меня, как жить?

И зачастую мы перегибаем палку. Мы невольно начинаем сравнивать – а вот мы в ваши годы книжки читали, мы в лапту играли… Это разговор ни о чем. Потому что время было другое.

При этом близкое знакомство с информационными технологиями сейчас - это большой плюс. Главное, понять для чего ребенок выходит в интернет. Виртуальное общение с друзьями может быть с выходом на реальные ситуации: вместе делать какое-то дело, обменяться рецептами, монтировать общее видео и так далее.

Я не говорю, что вообще ни во что играть не нужно, тем более большинство игр сейчас командные. Только, если раньше команда была из одного двора, то теперь один в России, другой в Белоруссии, третий в дальнем зарубежье. Я знаю одного мальчика, который начал в шестом классе самостоятельно учить украинский язык, потому что ему очень понравилась украинская игра. Чтобы знать, как реагировать на ту или иную команду, он начал учить украинский. Поэтому однозначно говорить, что «стрелялки» - это плохо, не стоит.

Есть и семейные игры, их много. Во время самоизоляции ребенок меньше общался со сверстниками, зато мог больше времени проводить с мамой и папой. В наших силах сделать такое общение интересным. Больше делать что-то вместе.

- Самоизоляция показала, что как раз с внутрисемейным общением часто возникают проблемы.

- Важно наше родительское заинтересованное отношение. Этот год – очень непростой из-за пандемии... Ситуация непривычная и во многом трагическая, но благодаря ей семьи оказались в течение длительного времени нос к носу, под одной крышей. Плохо это или хорошо? Отчасти, конечно, хорошо. Однако обострились многие моменты. Часто раньше приходилось слышать в ответ на реплики учителя о том, что нужно больше уделять времени ребенку – «у меня нет времени, я на двух работах работаю!» И вот весна, самоизоляция – пожалуйста, занимайся с ребенком.

А к чему привела самоизоляция во многих семьях на деле? К скандалам. Произошла передозировка от общения внутри семьи. А это показатель чьих проблем? Детских? Нет, это наши взрослые проблемы.

Это не про то, что мы - плохие родители. Мы не плохие. Просто, нам, родителям, имеет смысл думать, анализировать, работать над собой не только там, где получаем зарплату, но и в отношениях со своими детьми. У современных детей можно и нужно учиться, чтобы не отстать от них.

Читайте также: «Алексей Лапин: «Перед походом к детям в образе Деда Мороза провожу разведку».