29 марта 2024, ПТ, 08:15
9 ноября 2016 Горожанин

Опять двойка?

Родители пензенских школьников увидели оценки за первую четверть. Только кто-то по старинке листал дневник, а избранные смогли ознакомиться с ними в электронном журнале, зайдя с компьютера или мобильного телефона. На разработку системы электронного журнала в Пензе потратили миллионы рублей, но пользоваться ею могут далеко не все. Кому стоит поставить двойку, разбирался «Горожанин».

Электронная версия газеты "Горожанин" №44 (073) от 9 ноября 2016 года

Школьный дневник скоро может стать такой же винтажной вещью, как патефон с пластинками или телефон с дисковым набором номеров.

Отметки учеников теперь могут храниться на сервере, доступ к которому имеют в равной степени учителя и родители школьников. Такая электронная система в Пензе создана пять лет назад. На нее потрачены миллионы бюджетных рублей, но почему оценки за диктант и контрольные большинство родителей по-прежнему ищут в дневнике, листая страницы?

Один из десяти

«Горожанин» опросил десять человек, чьи дети учатся в самых разных школах региона – от обычных до привилегированных. Как выяснилось, только один из опрошенных следит за отметками дочери-пятиклассницы по электронному дневнику, у других такой возможности нет либо они ничего о ней не знают. Нам удалось найти одну школу, где учителя в ежедневном режиме выставляют отметки в электронный журнал, но она расположена в городе Заречном.

– Очень удобный ресурс. У меня он установлен на рабочем компьютере. В конце дня я открываю страничку через собственный логин и пароль и вижу, что получила дочь за уроки, – рассказывает Наталья из школы № 226 города Заречного.

Кстати, оценки в электронном журнале иногда не совпадают с теми, что красуются в дневнике ее дочки, потому что ребенок не хочет расстраивать маму и не всегда подает учителю дневник для нехорошей оценки. Но благодаря электронной версии мама держит ситуацию под контролем, и они с дочкой вовремя подтягивают знания. «Возможно, эта система внедрена в отчеты чиновников, но мне как родителю она неизвестна», – пишут пользователи соцсетей из Пензы.

В школе № 69 Пензы родителям раздали логины и пароли для доступа к электронному журналу, но заполняется он время от времени и никакой помощи не оказывает.

Родительница ученика гимназии № 13 узнала о его существовании случайно. Здесь вместо дневников используют зачетные книжки, и в ней у дочери выпускного 11 класса появилась двойка по физике. Как объяснила ученица, отметку поставили ей случайно. В электронной версии журнала учитель ошибся строкой, но отменить действие невозможно. Такая функция почему-то недоступна. Отметку затем перенесли и в бумажную версию дневника, хотя и пообещали при выведении итоговой оценки за четверть ее не учитывать. Хотя двойка теперь бросается в глаза среди пятерок, смущая отличницу.

Оправдать миллионы

Примечательно, что в регионе есть два ресурса, предназначенных для школ, – это «Электронная школа», где в режиме онлайн можно следить за питанием ребенка (сколь- ко средств на балансе, что было на обед), и «Электронные дневники и журналы», где выставляют оценки. По отзывам пользователей, первая работает на пятерку, без сбоев, а вот вторая зависает то ли по техническим, то ли по организационным причинам.

В сети также появилась информация, что «Электронная школа» не стоит бюджету ни копейки – ее обслуживает муниципальное предприятие в рамках своих полномочий. А за «Электронные дневники и журналы» каждый год бюджет отсчитывает шесть миллионов рублей. Насколько эффективны эти расходы, судить местным властям.

Еще в 2014 году рассматривалась возможность интеграции этих двух ресурсов, но, изучив, в каком плачевном состоянии находятся «дневники», от этой затеи отказались.

Кстати, в настоящее время в интернете в свободном доступе есть готовые платформы, решающие те же самые задачи, но пензенские власти продолжают платить деньги за неработающую на сто процентов систему.

Держат ответ

Как сообщили в управлении образования Пензы, сервис электронных дневников работает во всех школах города Пензы на базе Электронной системы образования Пензенской области (ЭСО). Она начала апробироваться в отдельных школах с 2011 года, с 2015 года система работает в штатном режиме и доступна по запросу всем учащимся и их родителям. За учителями определена должностная обязанность осуществлять «контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Однако у многих на уроке для этого не хватает времени.

С этого учебного года в пилотных общеобразовательных учреждениях апробировалось ведение журнала успеваемости только в электронном виде. Данный эксперимент был признан успешным, в текущем учебном году таких школ стало десять, список планируется расширить.

 

ОФИЦИАЛЬНО

Юрий Голодяев, начальник управления образования Пензы:

– Ведение бумажных журналов наряду с электронными является вынужденной мерой. Это связано с недостаточной оснащенностью общеобразовательных учреждений и отсутствием условий для учителя по работе с электронным журналом на рабочем месте. Законодательство в этой сфере обязывает вести журнал успеваемости «в электронной и/или бумажной форме», то есть бумажный журнал не является обязательным. Отказ от бумажного журнала находится в компетенции общеобразовательного учреждения, решение об отказе принимается руководством совместно с педагогическим коллективом. Таким образом, в перспективе все школы перейдут на ведение журнала успеваемости только в электронном виде, чтобы исключить двойную нагрузку на учителя.