1 мая 2024, СР, 15:30
13 декабря 2015 Горожанин

Оставили без крыши

В Пензе растет число несогласных переезжать из аварийного жилья в новостройки. При всей абсурдности фразы на деле складывается именно такая ситуация. Почему люди откладывают переезд и с какими сложностями сталкиваются, разбирался «Горожанин».

Электронная версия газеты "Горожанин" №10 от 19 августа 2015 г.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Более 60 пензенских семей отказались переезжать из своего ветхого жилья в новостройки, которые им предлагают городские власти. Причины у всех разные, но большинство недовольны качеством предлагаемого жилья. Но у чиновников разговор короткий - землю и имущество изымают для муниципальных нужд, а несогласные вынуждены ютиться по съемным квартирам и годами искать правды в судах.

Остались на пепелище

Галина Долотина осталась без крыши над головой в буквальном смысле слова. Ее двухкомнатная квартира находилась в двухэтажном доме по улице Красной, 77. В 2008 году его включили в программу по расселению ветхого жилья. Жители говорят, что узнали об этом только четыре года спустя, в ноябре 2013-го, на общем собрании переселенцев. Их поставили перед фактом и предложили переехать из центра города на окраину.

Не согласные на переезд провели независимую экспертизу. Специалисты научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз вскрыли полы, крышу, сорвали обои, чтобы установить истинный износ здания. Они дали заключение, что на март 2014 года износ составлял 59 процентов. По закону аварийным и не подлежащим ремонту признается помещение при износе более 70 процентов. Значит, фактически дом не являлся аварийным, жильцы даже готовы были его отремонтировать своими силами. Чем же руководствовалась межведомственная комиссия по оценке жилых помещений, которая еще в 2008 году внесла дом по улице Красной, 77 в программу?

- Мы никуда переезжать не хотели. Квартира и земля находятся у меня в собственности. Мы отказались от участия в программе по расселению. Многие переехали, но мы остались, - рассказывает Галина Долотина.

8 апреля прошлого года в доме произошел пожар. Загорелся коридор второго этажа дома. Как позже установила пожарная экспертиза, это мог быть поджог. Жильцы неоднократно обращались в полицию и прокуратуру, чтобы выявить поджигателя. Уголовное дело несколько раз возбуждали и закрывали, обвиняемый до сих пор не установлен.

После пожара Долоти-ным выплатили материальную помощь в 10 тысяч рублей. И отключили в доме газ, воду и электричество. Жить в нем стало невозможно. Семья перебралась на съемную квартиру, где до сих пор проживает.

На запрос из мэрии им сообщили, что земля и квартиры, находившиеся у них в собственности, «изъяты для муниципальных нужд». При этом никакого другого жилья либо выкупа им не предоставили.

Коллеги по несчастью

Похожая история произошла в доме по улице Рылеева, 3. Здесь осталась в доме без воды и отопления пенсионерка Любовь Яшина. В новостройке ей выделили комнату по жилой площади меньше той, что у нее была. Тем не менее мэрия пыталась выселить ее через суд. Суд отказал в принудительном выселении, так как явно были нарушены ее жилищные права. Большую квартиру ей так и не дали, а ветхое жилье стало непригодным для проживания.

От переезда в маневренный фонд пенсионерка отказалась. Она в одиночку перезимовала в холодной квартире, отражая набеги мародеров и бомжей. Новую квартиру ей обещали предоставить только в следующем году.

Языком цифр

В 2015 году полторы тысячи семей - около 4 тысяч человек - получат квартиры на улице Чапаева. Но в общей сложности 60 семей отказались от переезда в рамках реализации программы по разным причинам. Чаще всего люди недовольны жилищными условиями в новостройках.

- Я не хочу переселяться в трехэтажки, которые нам предложили. Это зона золоотвала, где полвека складировали отходы ТЭЦ-1, которую топили радиоактивным углем, - говорит одна из несогласных на переселение.

Жилищный вопрос этих семей до сих пор не решен.

Автор: Илья Петров