1 мая 2024, СР, 10:34
10 декабря 2015 Горожанин

Сделали виноватыми

В прошлом номере «Горожанин» провел расследование и обнаружил существующий дисбаланс между ростом доходов и расходов граждан. Сегодня мы попытаемся разобраться, почему тариф на проезд стал краеугольным камнем, вокруг которого ведутся информационные войны.

Электронная версия газеты "Горожанин" № 7 от 29 июля 2015 года

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

ВСЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРОБЛЕМЫ НЕИЗБЕЖНЫ, И САМОЕ ПРОСТОЕ – ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ЧАСТНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ

Вокруг тарифов на проезд в Пензе до сих пор не утихают разговоры. Кто подливает масло в огонь и кому выгодна такая ситуация? «Горожанин» провел собственное расследование и выяснил, что на самом деле стоит за непрекращающимися обвинениями в адрес пассажирского транспорта. Зачем в пензенских автобусах и троллейбусах появились валидаторы? Почему на самом деле выросли затраты перевозчиков? Оказывается, все понимали, что проблемы с городским транспортом неизбежны, но ничего не менялось.

Все, кто смотрит телевизор и читает газеты, наверняка заметили, что повышение разного рода тарифов, каким бы оно ни было, проходит в качестве дежурной информации. И только рост стоимости проезда в городском транспорте сопровождается зазубренными фразами «жулики и ворье». Кому выгоден подобный популизм?

За последние 15 лет сложилась ситуация, когда пассажирскими перевозками в Пензе занимаются не только муниципальные предприятия, но и частные перевозчики. Они работают на одних и тех же условиях, выполняют одинаковую функцию, подчиняются общим требованиям, а вот финансируются по-разному. За перевозку льготников муниципальный транспорт получает компенсацию, а частный - нет, хотя льготников возить обязан.

Компенсация за проезд льготных категорий пассажиров должна осуществляться преимущественно из областного бюджета. Но получить эти деньги невозможно или очень сложно - на судебные разбирательства уходит как минимум три года. И частники идут в суд, хотя это не нравится власти, так как неминуемо повлечет перераспределение бюджетных средств. Их придется снимать с других статей расходов, которые тоже неотложные, например капремонт или строительство.

Но строительство бас -сейна для любого чиновника предпочтительнее, потому что такое событие в регионе не останется незамеченным. Оно повысит личный рейтинг чиновника и его команды. Если эти же деньги уйдут на компенсацию проезда льготников, этого никто не увидит, а значит, дополнительных политических дивидендов не принесет. Поэтому у нас в регионе и в областном центре отсутствует планомерная и взвешенная политика развития пассажирского транспорта. От нее остались лишь разовые показательные покупки то автобусов, то троллейбусов. В основном в лизинг и на обременительных для бюджета условиях.

В такой ситуации частный перевозчик очень сильно мешает привычной работе, пытаясь через суд получить свое - честно заработанное. Отказываясь выполнять всевозможные просьбы и призывы властей отозвать исковые заявления, он становится объектом незаслуженных обвинений. Законно заработанные деньги преподносятся как грабеж или жульничество. Когда такие слова раздаются с высоких трибун, их подхватывают местные СМИ. А любая информация, повторенная сотню раз, в итоге воспринимается как правда. К сожалению, подобная ситуация случилась не вчера.

Более пяти лет назад по инициативе перевозчиков ввели средства электронного учета пассажиров, в том числе и льготников. Транспортные предприятия получили возможность доказать точный размер выпадающих доходов. До этого суды отказывали в возврате недополученных средств всем перевозчикам, кроме муниципального.

Электронный учет привел также к росту тарифа. Выяснилось, что пассажиропоток в Пензе гораздо ниже методических цифр 1961 года, по которым он рассчитывался. Естественно, это никому не понравилось. Чтобы избежать социальных потрясений в череде постоянных выборов, было принято решение компенсировать из бюджета разницу между экономически обоснованным тарифом и провозной платой, которую платит пассажир.

Эта схема была организована таким образом, что сначала всю разницу в тарифе получало МУП ППП, а потом оно перераспределяло эти деньги между другими перевозчиками. Или не перераспределяло, или не получало? Как нам стало известно, деньги до МУПа не доходили, следовательно, и до остальных тоже. Подобные факты совсем не хочется делать публичными, предавать огласке многомиллионное ежемесячное недофинансирование транспорта в Пензе. В таких условиях сложно быть правдивым. Все понимали, что проблемы неизбежны, и самое простое - заявлять, что во всем виноваты частные перевозчики. Те самые, которые спасли город от коллапса в конце 90-х и продолжают это делать сейчас. Якобы это они повышают тариф, требуют денег из бюджета, которых и так ни на что не хватает. Информация о плохом бизнесмене быстрее находит отклик у населения, чем о хорошем. С точки зрения пиар-технологий это был верный ход для тех, кто не хочет разобраться и понять истину. Чиновники продолжали заигрывать с горожанами, используя примитивные популистские приемы. В решении проблем общественного транспорта вместо финансирования использовался черный пиар.

Остается надеяться, что все это в прошлом и что ветер перемен, которого все так ждут, и в этой отрасли изменит ситуацию к лучшему. Может, не стоит делать жулика из водителя, который просыпается в четыре утра, чтобы горожане успели на работу.