18 мая 2024, СБ, 10:06
19 января 2016 Мнения

Официальный ответ на частное мнение эксперта ОНФ

фото:nd58.ru

Начальник Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Наталья Клак высказала точку зрения на публикацию Людмилы Коломыцевой.

- Статья Людмилы Коломыцевой «Плату за тепло повышают незаконно», опубликованной 14 января 2016 года на общественно-политическом портале «Пенза-Взгляд», содержит частное мнение автора.

Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – орган исполнительной власти региона, созданный для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъекту РФ. Действует на основании Положения об Управлении, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года №440-пП. Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относится к полномочиям Управления.

В соответствии жилищным законодательством размер платы за коммунальные услуги начисляется по нормативу потребления
или по приборам учета.

В соответствии с требованием статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить оснащение своих квартир и домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Расходы на установку и эксплуатацию данных приборов учета несут собственники жилых помещений многоквартирных домов.

Правительство РФ, побуждая собственников жилых помещений к оснащению МКД и жилых помещений приборами учета в целях достоверного учета коммунального ресурса, ввело санкции (повышающие коэффициенты к нормативам) для собственников, уклоняющихся от установки приборов учета. При этом :

1.    повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг не применяются в случае отсутствия технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета;

2.    Средства, полученные исполнителем коммунальных услуг в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов носят целевой характер и должны быть использованы исключительно на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ( в том числе и на приобретение и установку общедомовых приборов учета) в соответствии с требованиями подпункта «у(1)» пункта 31 Правил № 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом № 261-ФЗ.

Отметим, что Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года дополнены в декабре 2014 года пунктом 18(1) согласно которому при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента.

В целях приведения регионального законодательства в соответствие с постановлением Правительства РФ  от 17 декабря 2014 года № 1380,приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 августа 2012 года № 89 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области» (далее – Приказ № 89) дополнен пунктом 5.1 следующего содержания:
«Установить и ввести в действие с 1 января 2015 года нормативы потребления населением  Пензенской области коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с учетом повышающих коэффициентов при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета согласно Приложению № 5.1»

Из текста примечания №1 к Приложению 5.1 к Приказу № 89 следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающих коэффициентов применяются в отопительный период при отсутствии приборов учета потребления тепловой энергии.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающих коэффициентов применяются в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета.

Обращаем Ваше внимание, что в Приказе № 89 не устанавливаются требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, а так же не определяются критерии наличия, либо отсутствия технической возможности их установки. Указанными полномочиями Управление не наделено.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, понятие коллективного (общедомового) прибора учета допускает использование нескольких приборов учета для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Управление отмечает, что в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Управление правом давать разъяснения по применению Правил не наделено.

Учитывая изложенное, настоящее разъяснение в части применения Правил носит информационный характер и не может применяться в качестве официального толкования текста нормативного правового акта.

Дополнительно сообщаем, что согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минстроя России от 18 марта 2015 года № 7288-ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг» денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта «у(1)» пункта 31 Правил № 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом№ 261-ФЗ.

Кроме того, выполнение исполнителем коммунальных услуг требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил № 354, согласно которому исполнитель коммунальной услуги обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности распространяется на случаи применения исполнителем «повышенного норматива», установленные пунктами 60, 60(1)60(2) Правил N 354.

Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг «повышенных нормативов» и повышающих коэффициентов к «базовым нормативам», осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом. При этом исполнитель коммунальных услуг в установленном ЖК РФ порядке инициирует внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части включения в перечень выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома соответствующих мероприятий по энергосбережению, финансирование которых осуществляется в соответствии с подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил № 354.

Таким образом, средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов носят целевой характер и должны быть использованы исключительно на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе и на приобретение и установку общедомовых приборов учета.

Минстрой России также разъясняет потребителям о необходимости представления в адрес исполнителя коммунальной услуги акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, предусмотренного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, и наличие которого является необходимым для применения при расчете размера платы за коммунальную услугу соответствующего вида норматива потребления коммунальной услуги («базового» или «повышенного») (Письмо Минстроя России от 18 марта 2015 года № 7288-ач/04).

Аналогичные разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг изложены в Письме Минстроя России от 11 сентября 2015 года № 29445-ЛГ/04 «О реализации мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются средства, поступившие исполнителю в результате применения «повышенных нормативов» и повышающих коэффициентов.

Указанные письма Минстроя РФ доступны неопределенному кругу лиц, размещены в справочно-правовых системах Гарант, Консультант.