29 апреля 2024, ПН, 19:51
26 августа 2022 Интервью

Пензенский психолог рассказал о лайфхаках, которые снизят страх перед учебным годом

фото:Пресс-служба ПГУ; Пенза-Взгляд

Завершение или начало какого-либо жизненного цикла нередко сопровождается стрессом. Новый учебный год, когда мы возвращаемся из поры отдыха и отпусков и погружаемся в работу и учебу, не исключение.

Причем, как показывает практика, Первое сентября - испытание не только для учеников, но и для их родителей, которые подчас волнуются не меньше своих чад.

Как с максимальным психологическим комфортом влиться в школьную жизнь, как перестать бояться плохих оценок и полюбить учиться, журналист портала «Пенза-Взгляд» побеседовал с доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой «Общая психология» ПГУ Всеволодом Константиновым.

-Заканчивается лето, которое у большинства из нас ассоциируется с отдыхом, отпусками и каникулами. Возвращаться в ритмы рабочей рутины - стресс. А тут еще неожиданно обнаруживается, что ребенку нужно идти в первый класс, а ничего не готово. Что же делать прокрастинаторам, которые «нечаянно» забыли о том, что на носу первое сентября?

- В настоящее время на рынке существует достаточный ассортимент для людей с разными ценовыми запросами для того, чтобы поехать и за один день купить к школе все необходимое, тем самым сняв беспокойство по этому вопросу. Это хорошая новость для родителей-прокрастинаторов.

Очень надеюсь, что большая часть детей, которые должны пойти в первый класс, посещали те или иные школы раннего развития, то есть готовились к школе. Региональная система образования достаточно эффективно построила эту работу, и никаких препонов для того, чтобы ребенок получил такую подготовку к школе, у нас в Пензенской области нет. Посещение таких школ не только адаптирует ребенка к учебе, но и помогает научиться вести себя в коллективе.

- Собранный ранец - далеко не все, что необходимо ребенку перед школой. Часть родителей перед началом занятий волнуются чуть ли не больше детей, особенно если в школу идет первоклассник.

-Чаще всего это чувство тревожности лишь условно можно приурочить к началу учебного года или к сборам ребенка в первый класс. Родители сами себе объясняют это беспокойство тем, что «мой ребенок пойдет в первый класс», а речь на самом деле может идти, например, о проявлении чувства вины. И если некая мама вдруг осознает, что она «плохая мать», то здесь уже нужно говорить не о стрессах, а о чувстве вины, которое рано или поздно найдет «выход», и я очень надеюсь, что этим «выходом» будет не ребенок.

Тут следует напомнить родителям, что они очень тесно связаны со своими детьми. Очень часто родители думают, что они волнуются, а детям эта ситуация совершенно параллельна, у них свои заботы — телефон, компьютер, игры во дворе... На самом деле ребенок тесно и сильно связан эмоционально с мамой и папой, и если у родителей растет напряжение, то ребенок его будет так или иначе отзеркаливать. Вылиться это может во что угодно.

Поэтому родителям стоит посмотреть ответственно на свою роль и на свое участие в этом процессе. У всех есть проблемы, у всех есть заботы, но важно, чтобы они не затрагивали ребенка. Если родитель не может сам справиться с чувством тревоги, стоит обратиться с этой проблемой к родственникам, друзьям, возможно, к специалистам и «проработать» ее. Вполне вероятно, сама эта ситуация будет стимулировать какой-то внутренний рост. Даст возможность что-то понять, осознать для себя, что-то изменить и скорректировать в себе.

-А как переключиться с отдыха на работу с максимальным комфортом? Кстати, этот навык не помешает и родителям, многие из которых только-только вышли из отпуска.

- Ответ на этот вопрос, на самом деле, есть у любого взрослого. Каждый год отпуск и лето заканчиваются, и взрослый человек со временем накапливает личный опыт перестроения с отдыха на работу.

Да, лето для многих - это некий повод для эйфории, чему есть биологические и физиологические причины. В начале осени возникает некий внутренний конфликт, когда, вроде бы, есть прилив энергии много чего хочется, а уже нужно на работу, нужно себя ограничивать. Но у взрослого человека есть некая ответственность перед собой, волевой выбор — отгулял, отвеселился, пора брать себя в руки.

Можно посоветовать на последней неделе отпуска заняться своего рода планированием - подкорректировать свой график, чтобы подстроиться уже под рабочий режим, чтобы накануне рабочей недели хотя бы вписаться в алгоритмы сна и бодрствования.

Плохая новость в том, что с детьми подгон организма под график нужно проводить сильно раньше. С учетом индивидуальных способностей ребенка и его возраста, делать это нужно за полмесяца-месяц.

Стоит подумать родителям и о том, в какое время и как отводить ребенка в школу. Когда завтракать, когда будить, когда собираться. Хорошо вместе с ребенком несколько раз пройти от дома до школы, чтобы ребенок знал эту дорогу и она была для него привычной.

Опять-таки, эти заботы помогут перевести чувство тревожности в действие и таким образом его снизить.

- Школой родители зачастую пугают детей, сами того не осознавая. Часто можно слышать, когда ребенок не слушается, мама говорит ему: «Ничего, пойдешь в школу, там тебя научат». Очевидно, что такая мотивация рано или поздно заведет в тупик. А как правильно объяснить ребенку, что такое школа и почему учиться интересно и полезно?

- Психологи, работая с мотивацией к учебной деятельности у детей, выделяют несколько наиболее важных моментов.

Во-первых, важно внимание родителей к тому, чем занимается их ребенок в школе, с акцентом не на его оценках, а на содержимом багажа его знаний. Для родителей важно суметь продемонстрировать ребенку, каким образом полученные им в школе знания можно применить в жизни. Обсуждайте рассказы ребенка о полученных им знаниях.

Родителям важно не забывать, что акцент на полученных оценках, может вызывать болезненную реакцию ребенка. Не забывайте, что оценка, прежде всего, это только оценка ребенка педагогом, и важно донести до ребенка мысль, что он вправе получать и плохие отметки. В случае, если ребенок сам огорчен из-за плохой оценки, важно оказать ему эмоциональную поддержку, ни в коем случае не ругайте ребенка.

Во-вторых, очень важно, чтобы у ребенка было свое хобби. Не стоит навязывать сыну или дочери свои увлечения, позвольте маленькому человеку самому определиться с тем, что интересно именно ему. Если ребенок имеет актуальное хобби, он имеет шанс раскрыть в самом себе свои таланты через обращение к любимому делу, что позволит компенсировать возникающие затруднения в учебе.

В-третьих, важно помнить, что ребенок, идущий в школу, равно как и ученик второго-третьего классов, реализует очень много аспектов своего развития в игровой форме, а игра, в свою очередь, это тот инструмент, с помощью которого можно повысить эффективность педагогического воздействия. Родители в игровой форме смогут оптимизировать процесс решения любой учебной задачи, обращаясь к интеллектуальным играм, в которых будет место азарту и духу соперничеству. Например, в условиях соревнования, сравнивая себя с противоположной командой, ученик может увидеть пробелы в своих знаниях, что может стимулировать познавательную активность.

Кроме того, игра не требует стандартной оценки ученика, поэтому интерес к ней можно вызвать даже у детей с явными проблемами в обучении.

Читайте также: «Владимир Бондаренко: «Обучение должно соответствовать потребностям региона».

Ольга А.
Ольга А.