6 декабря 2025, СБ, 21:20
6 октября 2020 Актуально

Первый рейс. У пензенских «скорых» появился винтокрылый брат

фото:Пенза-Взгляд

Для чего региону понадобилась санавиация и как будет проходить перемещение пациентов в больницы других регионов? На эти вопросы пензенским журналистам ответили перед первым рейсом воздушной «скорой» в столицу.

Для того, чтобы проект развития санавиации в регионе воплотился в жизнь, потребовалось три года. Впервые о создании пензенской воздушной «скорой» заговорили в середине лета 2017 года во время визита в регион Вероники Скворцовой, занимавшей тогда пост министра здравоохранения Российской Федерации.

На финансирование проекта в рамках реализации  программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение» выделено 11 миллионов рублей из федерального бюджета и 4 - из областного.

«Нами заключен контракт с авиакомпанией «SKOL» на оказание услуг по перевозке больных вертолетом. Теперь мы сможем отправлять больных на оказание медицинской помощи более высокого уровня в больницы федерального значения в Москву и Нижний Новгород. Вертолет поможет сэкономить время, так необходимое в экстренных ситуациях, в несколько раз. Если автомобиль доезжает до столицы за 12 часов, то полет занимает не более двух, что позволяет безболезненно перенести транспортировку и сократить время в пути», - прокомментировал главврач ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» Владимир Атякшев.

Ветролет для медицины - это не прихоть. По словам Владимира Атякшева, до этого больных транспортировали в федеральные клиники с помощью кареты скорой помощи практически каждую неделю. Причем это не только тяжелые пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, но и те больные, которым по тем или иным причинам потребовалась высоктехнологичная медпомощь, которую могут предоставить лишь федеральные медучреждения. Теперь доставить больного до Москвы можно практически в любое время.

«В рамках данного проекта мы обучили порядка 20 сотрудников станции скорой медицинской помощи, что позволяет сформировать бигаду, состоящую из врача и фельдшера, в любой временной интервал», - говорит Атякшев.

Первым, на кого пал жребий перевозить пациента воздушной «скорой», стал врач-реаниматолог Евгений Архангородский. Он рассказал, что правила оказания первой медпомощи в карете «скорой» и на борту вертолета одни и те же, но есть различия.

«Есть ряд проблем медицинского толка, ккоторые должны быть решены на земле. В основном это относится к процедурам, на которые может оказать влияние шум, вибрация и давление, - говорит он. - Есть и другие особенности, ведь мы пристегнуты и не можем передвигаться по салону, работа происходит в наушниках. Наша цель - как можно более бережно переправить пациента».

Быстро и бережно — два принципа, которых долны придерживаться и пилоты воздушного судна. По их словам, для работы в санавиации от пилота требуются особые навыки: «Грубо говоря, наш вертолет - это воздушная миниреанимация. Он укомплектован всем необходимым медицинским оборудованием, чтобы поддерживать жизнедеятельность пациента и оказывать ему помощь во время полета, - объясняет командир ввоздушного судна Андрей Быков. - Наша задача перевезти пациента максимально быстро и в то же время максимально плавно, что требует хороших навыков пилотирования».

Вертолет, кстати, - отечественная разработка. Эти машины производят в Казани. Максимальная скорость - 250 километров в час, крейсерская скорость - 200 километров в час. Вертолет рассчитан на двух членов экипажа и трех пассажиров, в данном случае это бригада медиков и пациент.

Первым до Москвы перевезли подростка. Врачебная тайна не позволяет назвать диагноз и характер той помощи, которая понадобилась нашему попавшему в беду земляку, в московской клинике.

О том, как прошла отправка пациента, читайте здесь. Фотогалерея с места событий здесь.