«Я не могу сказать про всех. В основном, конечно, пензенцы - люди культурные, не хочу обидеть своих земляков. Однако ежедневно попадается несколько человек, которые, можно сказать, в душу плюют», - рассказывает кондуктор пензенского автобуса 82С. Небольшая десятиминутная стоянка на конечной остановке — совсем небольшое время, чтобы отдохнуть после полутора часов в пути. Быть кондуктором физически сложно. Вставать приходится в четыре утра и весь рабочий день день на ногах в транспорте, в давке. Но, по словам собеседницы, зачастую больше всего чувствуется усталость психологическая. Хотя в целом сама работа стала комфортнее, чем раньше. Этому способствует улучшение дорожного покрытия - автобус не прыгает по кочкам, а также состояние самого транспорта - машины тоже стали удобнее для пассажиров, в них теперь теплее и светлее.

«Работаю пять лет кондуктором, и с каждым годом люди только агрессивнее становятся. Особенно это проявляется, когда цены на проезд поднимают, - говорит женщина. - Как будто это от нас зависит. Часто пассажиры грубят и не считают нас вообще за людей. Сделаешь замечание по мелочи и такого о себе наслушаешься, что и повторять язык не повернется. Заходят с мороженым, с кофе. Бросить мусор на пол - в порядке вещей, а сказать ничего нельзя». Зачастую агрессия пассажиров связана с их собственной беспечностью – глядя в телефон или планшет, они не держатся за поручни, а при повороте или торможении теряют равновесие, что вызывает у них бурю эмоций.

Часто получается и так, что у пассажира неприятности на работе, в семье, а «виноватым» оказывается кондуктор. Если в самолете пассажира, перешедшего грань дозволенного, могут привлечь к уголовной ответственности и внести в черный список авиакомпании, в наземном городском транспорте буяна просто высадят из автобуса. Кондуктор и водитель стараются помнить, что клиент всегда прав, потому и приходится не замечать грубости со стороны пассажиров. «Перед хамством пассажиров мы беззащитны, а если им даже просто покажется, что мы нагрубили, тут же звонят и жалуются во все инстанции», - говорит сотрудница автотранспортного предприятия.

Основной удар принимает на себя кондуктор, однако нередко достается и водителю. «Многие пассажиры думают, что наши зарплаты от цен на проезд зависят. Весь свой негатив нам выражают: «Не нахапаете никак». «Про то, что цены растут на все: и на квартплату, и на еду, и нам тоже надо как-то жить, никто не думает. Никто не обращает внимания и на то, что только в часы пик, дважды в день, автобус загружен под завязку. В остальное время, если в салоне больше десяти пассажиров, уже хорошо. В вечерние рейсы, после девяти часов, вообще возим по одному-два пассажира», - говорит водитель Юрий и добавляет, что ситуацию осложнило закрытие на реконструкцию Бакунинского моста и связанное с этим изменение маршрута. Хотя всем понятно, что неудобство это временное и после ремонта проезд из ГПЗ в центр города должен занимать меньше времени.

О своем автобусе Юрий отзывается как о хорошей машине, которая очень редко подводит: «Автобусы надежные, хотелось бы конечно поновее, но пока об этом мы только мечтать можем. Жалко, что городу на транспорт наплевать». Параллельно водитель отметил, что условия труда сейчас и раньше несравнимы – у автобусов мощные двигатели, автоматическая коробка передач, а про то, как было в начале двухтысячных и вспоминать никому не хочется.

Есть и положительные моменты. По словам кондукторов, «зайцы»-безбилетники стали редким видом в пензенском пассажирском транспорте и находятся на грани «вымирания». «Безбилетников мало. Обычно, если человек садится в автобус, он готов заплатить за проезд. Если денег нет, как правило, спрашивают: «Можно ли проехать?». Конечно, это против правил. Но если человек действительно в сложной ситуации, идем навстречу. Попрошайкам сразу отказываю. Это без вариантов. Бывают еще случаи, когда, как мы называем, стесняются оплатить, то есть ждут, когда кондуктор спросит. Не спросишь — сэкономят на проезде».
В заключение хочется вспомнить фразу, которая часто звучала в общественном транспорте, когда в нем работал автоинформатор: «Водители и пассажиры, будьте взаимовежливы». Возможно, именно нормального человеческого отношения и понимания, что у всех есть трудности и проблемы, недостает пензенскому общественному транспорту.

Задать вопрос о работе общественного транспорта Пензы, а также выразить благодарность водителю или кондуктору вы можете с помощью сервиса «Голос пассажира».