25 апреля 2024, ЧТ, 15:19
17 ноября 2019 Актуально

Как распознать эко-продукты и вывести на чистую воду поддельный «оrganic»

фото:pixabay.com; https://rskrf.ru/

Россию атакует гринвошинг — маркетинговая уловка, которая выдает бесполезные товары за полезные.

Хайп на здоровье — маркетинговый тренд всего 21-го века. Отказ от вредных привычек и продуктов, курс на экологичность потребления - на сегодняшний день все больше россиян ведут или пытаются вести здоровый образ жизни. По результатам исследований, проведенных в 2018 году агентствами ВЦИОМ, GfK Russia и Nielsen, до 60% жителей страны отдают предпочтение именно таким товарам.

На полезных привычках маркетологи, как оказалось, любят паразитировать так же, как и на вредных.

Гринвошинг – это маркетинговая уловка: товар позиционируется как здоровый или экологичный, но на самом деле таковым не является.

Термин возник из комбинации двух слов – green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации).

ПРИЕМЫ ГРИНВОШИНГА:

Суть одна, а вариаций множество. Компания TerraChoice, делая ежегодные доклады о данном явлении в США, выделяет следующие приемы гринвошинга:

  1. Акцент внимания на достоинствах продукта с одновременным сокрытием его недостатков.
  2. Бездоказательные утверждения, которые не могут быть подвергнуты проверке покупателем.
  3. Слишком общие утверждения (например, «полностью натуральный продукт»).
  4. Неактуальные утверждения (к примеру, заявление о том, что продукт не содержит определенного вредного вещества, в то время как использование этого вещества и так запрещено).
  5. Выбор меньшего из двух зол (продвижение продукта, который может быть экологичнее аналогов, но при этом все равно наносит вред).
  6. Откровенно ложные заявления.
  7. Несуществующие красивые знаки и маркировки.

ПРИМЕРЫ ГРИНВОШИНГА:

  • Магазины принимают обратно проданные ими пластиковые пакеты, не имея при этом возможности их переработать.
  • Энергетические компании заявляют об использовании «экотехнологий» при добыче нефти, хотя их деятельность в любом случае далека от экологичной.
  • Производители одежды утверждают, что, руководствуясь заботой о животных, отказались от использования мохера, кашемира, шелка и пуха, но продолжают шить из кожи.
  • И многое-многое другое…

В нашей стране некоторые участники рынка, пользуясь трендом на здоровый образ жизни и потребление продуктов, снижающих ущерб окружающей среде, вводят потребителей в заблуждение относительно «зеленого» или органического происхождения продукции путем нанесения на упаковки несуществующих маркировок. 

В магазине действительно полезную продукцию иностранных производителей можно отличить по маркировке:

Значки, которым доверяют жители Европы, Азии и США:

Маркировка органических товаров

«Евролист» (страны Евросоюза)

Маркировка EU Organic Bio или еuro-leaf была введена в 2010 году. До «Евролиста» единого органик-знака в Европе не было. За этот логотип проголосовало 130 тысяч человек. Знак обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза.

USDA (США)

В 2002 году по инициативе Департамента сельского хозяйства США был учреждён стандарт USDA. Поначалу маркировались только продукты, произведённые в США, но затем знак стали использовать и для импортируемых органических товаров.

Маркировка товаров с улучшенными экологическими свойствами 

Ecolabel ЕС (страны Евросоюза)

Экомаркировка внедрена в 1992 году Европейской комиссией и органами власти в каждом государстве-члене, включая Исландию, Норвегию, Швейцарию и Турцию. Маркировка является добровольной. Добровольный характер схемы означает, что он не создает препятствий для торговли.

«Экознак» (Япония)

Разработан японской Ассоциацией по охране окружающей среды. Это сертификат «полного цикла», подразумевающий экологичность на всех этапах производства, однако встретить его, как и «цветок» Европейского союза, можно и на не самых безвредных продуктах.

«Голубой Ангел» (Германия)

Старейший знак маркировки продуктов и услуг, соответствующих повышенному уровню безопасности для окружающей среды, введен в 1978 году. Стал важным инструментом защиты окружающей среды во всем мире. Знак «Голубой Ангел» не распространяется на пищевые продукты и лекарства.

«Белый лебедь» (Швеция, Норвегия, Финляндия и Исландия)

Стандарты охраны окружающей среды в странах Скандинавии жесткие. После получения маркировки контроль становится постоянным: паспорт действует три года, в течение которых производится дальнейшая проверка. «Скандинавский лебедь» гарантирует, что ни на одном из этапов производства не был нанесен вред природе: упаковка была переработана, а животные не страдали. Требования «Лебедя» обновляются в соответствии с техническим прогрессом и современной экологической обстановкой.

В России пока нет своей эко-марки. Символ и правила его размещения в настоящий момент обсуждаются. Онлайн-голосование запущенно на сайте Минсельхоза. Принять участие может каждый житель страны. Выбрать предлагается из пяти вариантов. 

Статья подготовлена по материалам проекта Роскачество.

Другие материалы рубрики читайте здесь.