16 апреля 2024, ВТ, 19:53
29 августа 2019 Актуально

Мобильные телефоны в пензенских школах могут попасть под запрет

фото:pixabay.com

Редакция портала «Пенза-Взгляд» разобралась, почему возникла такая инициатива и как обстоят дела в других странах.

Роспотребнадзор и Рособрандзор опубликовали методические рекомендации для руководства школ РФ, которые регламентируют использование устройств мобильной связи в школах страны. Цель благая — профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса. В документе ведомства ссылаются на исследования российских и международных специалистов в данной области.

Чем грозит здоровью ребенка чрезмерное увлечение мобильником?

  • Ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.
  • Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном. Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства.
  • Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
  • Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

А как у них:

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 1б-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально.

С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия). Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде.

Что рекомендуют школам Роспотреб- и Рособрнадзор?

1. Рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи.

2. ​Включить в образовательные программы школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде;

3. Предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию;

4. Информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;

5. Предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся;

6. Ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;

7. Обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;

Региональное министерство образование отмечает, что многие из перечисленных в методических рекомендациях ограничений могут начать действовать уже в этом году.

Полезные советы и лайфхаки, актуальные в преддверии учебного года, ищите здесь.