28 марта 2024, ЧТ, 20:20
16 августа 2019 Актуально

За полгода в Пензенской области от СПИДа умерли 65 человек

фото:Пенза-Взгляд; pixabay.com

В ближайшие годы число летальных случаев будет расти, однако это не самое страшное. 

Сразу оговоримся — Пензенская область далеко не самый тревожный регион по уровню заражения ВИЧ- инфекцией. Ситуацию в Сурском крае можно даже назвать спокойной. 

«Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Пензенской области характеризуется умеренно выраженной тенденцией к снижению. За отчетный период выявлено 175 новых местных случаев (без Заречного), показатель – 13,3 на 100 тысяч населения, что на 18,8% ниже аналогичного периода 2018 года», - сообщает пресс-служба управления Роспортебнадзора по Пензенской области.

Несмотря на статистику, главврач Пензенского областного центра специализированных видов медицинской помощи Сергей Рыбалкин считает, что расслабляться региону пока рано. 

«ВИЧ-инфекция представляет опасность для населения независимо от того, сколько на сегодняшний день зараженных и заболевших СПИДом. Недаром в 2015 году вышел указ Президента РФ, где говорится что ВИЧ-инфекция представляет угрозу национальной безопасности», - говорит он, добавляя, что СПИД — заболевание социальное, а значит, и рассматривать эту инфекцию необходимо именно с этих позиций. 

«Социальные заболевания - это не чисто медицинская проблема, и в борьбе с ними должно принимать участие все общество. Социологи отмечают, что влияние медицины в этом вопросе где-то 15-20%, так как здесь происходит формирование новых поведенческих реакций, новых ценностей», - отмечает специалист. 

Сергей Рыбалкин

Заболевание пока неизлечимо, но есть препараты, которые позволяют ВИЧ-инфицированным жить долго и умирать от причин, не вызванных этим заболеванием. 

Возьмем для сравнения диабет — это тоже социальное заболевание. Однако тут в лечении главное сознательность - человек понимает, что ему нужно лечиться, чтобы жить, работать, воспитывать детей. А у человека, принимающего наркотики, такой мотивации нет — он раб удовольствия, раб дозы. Чтобы его лечить и восприпятствовать распространению заразы, необходим его отказ от наркотиков. 

Наркоман живет в так называемой «системе» - сообществе, где все подчинено поискам очередной дозы. Способы ее достать, средства, чтобы употребить, безопасность — все уходит на второй план. Один шприц, один раствор. Если в эту среду попадает носитель ВИЧ — вирус распространяется моментально. 


Эти группы чрезвычайно закрыты, у врачей редко есть доступ к этим категориям населения. Именно поэтому необходимо участие всего общества, а в первую очередь, подчеркивает наш собеседник, социально-ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров. 

«К медикам не всегда идет народ, а у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые непосредственно работают с людьми из групп риска, есть в этой среде определенный авторитет и кредит доверия, поэтому мы готовы и нацелены на сотрудничество с ними. Мы готовы предоставить помощь психолога, врача, готовы помочь с забором крови на обследование, помочь организовать кабинеты низкопороговой доступности, где можно анонимно получить обследование, консультацию врачей и так далее», - говорит Сергей Рыбалкин.

У НКО есть опыт работы с группами риска и доступ к людям, которые в них входят. У медиков есть ресурсы и знания. На основе статистики и поступающих данных можно построить хорошую систему профилактики. Однако для этого необходима координация действий. 

Другая проблема, связанная с ВИЧ-инфекцией, состоит в том, что заболевание может никак себя не проявлять в течении 5- 6 лет. А это очень длительный период времени. 

«Большинство считает, что вопросы ВИЧ-инфекции его не касаются, из-за длительного бессимптомного периода появились даже ВИЧ-диссиденты, которые говорят, что СПИДа просто не существует. Когда мы предлагаем человеку проверить свой статус, он говорит, что не занимался ничем предосудительным, а в своем партнере настолько уверен, что даже не предохраняется. Однако это заблуждение. За 5-6 лет ваш партнер, с которым вы не так давно познакомились, может кардинально поменять свою жизнь, привычки, круг общения, а вы об этом ничего не будете знать», - предупреждает Сергей Рыбалкин.


«Подводная часть айсберга может быть большая. Если судить по умершим от СПИДа, то они зачастую поступают к нам по линии скорой помощи, и бывает так, что они находятся уже в последней стадии заболевания, а мы еще ничего не знаем об этом. То есть человек прожил много лет, даже ничего не зная о своем ВИЧ-статусе, контактировал с другими, не предохранялся, и только когда появились серьезные проблемы со здоровьем, попал, в поле зрения медиков», - рассказывает специалист.

Напомним, что разница между Синдромом приобретеного иммунодефицита именуемого СПИДом и ВИЧ-инфекцией как таковой, состоит в том, что СПИД – это ее конечная и самая тяжелая стадия развития. Разрушительное влияние, которое ВИЧ оказывает на иммунную систему человека в течение нескольких лет, приводит к развитию иммунодефицита. В итоге, любые инфекции, вирусы и болезни больше не встречают отпора на своем пути, и организм уже не в силах бороться с ними.

 Существуют так называемые «ключевые» группы населения: внутривенные наркоманы, коммерческие секс-работники и мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но есть и уязвимые группы населения — молодежь, дальнобойщики, публичные люди и особо уязвимые - медработники, заключенные. 

Опять же не все так однозначно. Средний возраст носителей ВИЧ-инфекции — 25-40 лет. Группа риска постоянно расширяется. Сейчас регистрируют заразившихся старше 60 лет, и это уже не исключения. Можно говорить о том, что сейчас ВИЧ перестал быть угрозой исключительно для наркоманов, проституток и гомосексуалистов.

Статистика свидетельствует, что на территории региона гетеросексуальный путь заражения в два раза превышает инъекционный (по данным Роспотребнадзора, доля заражений при внутривенном употреблении наркотиков в текущем году продолжила сокращаться, составив 28,1% (1 полугодие 2018 г. – 32,6%)). 

Это все свидетельствует о том, что от заражения не застрахован никто. Все достаточно серьезно. Угроза национальной безопасности сохраняется, и необходимо консолидировать все силы для борьбы с ней. А начать необходимо с себя. Маленьким вкладом может стать определение собственного ВИЧ-статуса. Если это сделает большинство, у медиков будет детальная картина этого заболевания, чтобы скоординировать профилактические мероприятия. А те, кто неожиданно для себя все же попал в список заразившихся, обретут шанс вовремя получить соответствующее дорогостоящее лечение, благодаря которому можно жить полноценной жизнью еще долгие годы.

Другие материалы рубрики читайте здесь.