Сумерки, перед кабиной движущегося электровоза как будто из ниоткуда появляется подросток в красном, стоит и смотрит в кабину, а через секунду навсегда исчезает из поля зрения и из жизни… Электровоз толчка даже не почувствовал. Смутный силуэт врезается в память. Тем, кто увидел, с этим жить. Трудно представить, какой отпечаток остался в душе машиниста, который был в кабине.

Практически все теоретические занятия в учебном классе пензенского локомотивного депо сопровождаются просмотром роликов, снятых на видеорегистратор локомотива. Это повышает осознание ответственности. Несмотря на опыт, все машинисты отрабатывают навыки на специальном трненажере, имитирующем кабину управления локомотивом. Здесь собраны все внештатные ситуации, и реакция на них машинистов отрабатывается в режиме реального времени.

Предупреждение помощника машиниста, скрежет виртуальных тормозов и надпись на черном экране, которая свидетельствует, что на этот раз трагедии избежать не удалось.

«Вы опоздали всего на пару секунд, если бы помощник заранее обратил ваше внимание, столкновения можно бы было избежать», - устраивает «разбор полетов» машинист-инструктор Валерий Жериков.

В реальном рейсе потерянные секунды означали бы не «game over» на мониторе тренажера, а чьи-то похороны.

«На перегоне под Кузнецком неожиданно вышел на пути перед электровозом парень. Избежать столкновения не удалось. Согласно регламенту, мы вышли из электровоза, оказали первую медицинскую помощь, - сухо, почти по военному описывает уже реальную ситуацию машинист локомотива Николай Быков. - Выяснилось, что у него была отрезана нога. Необходимо было как можно скорее остановить кровотечение, так как он быстро терял много крови, и счет шел на секунды. Мы соорудили из имеющихся в нашем распоряжении материалов жгут и перетянули ногу, затем вместе с отрезанной частью конечности передали парня сотрудникам «скорой помощи» Кузнецка».

Этот случай, конечно, рядовым не назовешь, однако он, увы, не исключительный. По словам железнодорожников, инциденты на объектах РЖД не редкость, и в большинстве случаев они связаны с пренебрежении элементарными правилами безопасности, причем нарушают их не только пешеходы, но и водители. Так, с начала текущего года на железнодорожных переездах Куйбышевской железной дороги произошло девять ДТП (за аналогичный период прошлого года — 2 случая).

Виновниками во всех случаях стали водители автотранспортных средств, которые, как правило, неверно оценивают дорожную обстановку при приближении к переездам, проезжают на запрещающий сигнал светофора, невзирая на заградительные шлагбаумы, а порой на полном ходу въезжают в проходящий поезд.

Так, в начале этого месяца в районе станции Грабово водитель трактора выехал на переезд перед грузовым поездом. Машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным, и столкновения избежать не удалось. К счастью, к человеческим жертвам инцидент не привел. Водителя привлекли к административной ответственности, а компания-собственник выплатит ОАО «РЖД» весь причиненный локомотиву ущерб.

«Случаев, когда внештатные ситуации закончились благополучно, и наездов или столкновений с автотранспортом удалось избежать, намного больше, чем тех, которые заканчиваются трагедией и по этой причине предаются огласке», - говорит заместитель начальника депо «Пенза» Юрий Кувяткин.

Сейчас весна, по словам железнодорожников, в это время года фиксируется наибольшее количество нарушений правил безопасности на железнодорожных объектах. Появляются зацеперы, экстремалы, перебегающие на спор пути перед поездом, ближе к концу апреля головной болью машинистов станут дачники, пересекающие рельсы в запрещенных местах. Все это требует от тех, кто управляет составом, максимального внимания.

«Если не брать во внимание случаи суицида, так как если человек проявляет упорство и прилагает все усилия, чтобы умереть, то он этого добьется, наши сотрудники, работающие на подвижном составе, готовы к большинству внештатных ситуаций. У них есть все средства, вплоть до остановки поезда перед любым внезапно возникшим препятствием. Есть поговорка — машинист может исправить ошибку любого работника железной дороги, а ошибку машиниста не сможет исправить никто», - говорит Юрий Кувяткин.

В ближайшее время мы расскажем, как проходит предрейсовая подготовка машиниста и почему ситуация «уснул за рулем» на железной дороге практически невозможна.

Другие материалы читайте здесь.