28 марта 2024, ЧТ, 22:38
20 января 2019 Актуально

Пропавшее яйцо и другие гримасы шринкфляции

фото:pixabay.com

Как, не повышая цену, производители продают свои продукты дороже.

Шринкфляцией (от англ. to shrink — сокращаться, сжиматься — и inflation — инфляция) называют  ситуацию когда цена на ценниках остается прежней, а вот количество товара в упаковке уменьшается, что повышает его стоимость.

Уловка существует давно, иногда выявить ее не так-то просто, ведь если уменьшить, скажем, вес хлеба, оставив цену прежней, скорее всего потребитель этого и не заметит, тем более, благодаря различным разрыхлителям на вид буханка может быть даже больше привычной.

 

Манипуляции с формой и весом продуктов далеко не российское изобретение, так, на всю Европу оскандалился шоколад «Toblerone», производители коего увеличили расстояние между зубчиками. А производитель «Dr. Oetker» увеличил толщину коробки мюслей, уменьшил массу нетто и увеличил количество сахара, сократив долю полезных компонентов, за что немецкий центр защиты прав потребителей наградил их званием самых больших хитрецов 2017 года.

Впрочем, если без мюслей прожить простой россиянин вполне может, то махинации с другими продуктами сказываются на нашем потребителе намного больнее.

 Всего несколько примеров шринкфляции, ставших уже практически нормой в РФ:

1. Гречка – упаковок с фасовкой в 1 килограмм уже практически нет. Различные производители снизили вес пакетов с крупой до 800 - 700 граммов.

2. Хлеб – были времена, когда хлеб заварной, черный, весил 900 граммов, потом на некоторых хлебзаводах он «полегчал» до 800, затем до 700 и продолжает двигаться к блокадной норме по цене полновесной буханки.

3. Сливочное масло. С ним несколько другая история. Помимо экспериментов с весом производители меняют процент жирности. Еще 5-7 лет назад нормой была жирность 82,5 процента, теперь все чаще на упаковках с таким же дизайном  встречается продукт с 72 процентами жирности, который также называется сливочным маслом.

4. Молоко. Тут фантазия производителей разыгралась на полную катушку. Они экспериментируют как с жирностью, так и с количеством. Бутылки по 900 и 800 граммов уже стали привычными, но есть и еще один нюанс.

Литр - это чуть больше, чем килограмм молока, а некоторые производители указывают именно эту величину.

5. Колбаса и сосиски. Производители нередко сокращают вес пачки, оставляя прежний дизайн и цену.

Есть примеры, когда на ухищрения идет не производитель, а ритейлер.  В магазинах все чаще указывают цену продукта за 100 граммов. Это еще одна психологическая уловка торговцев.

О других новостях потребительского рынка и полезных советах, связанных с приобретением продуктов, читайте здесь.