Статистика говорит, что зарплата растет, а по факту карманы пустеют. С экрана первой новостью сообщают об экономическом росте и скором процветании, а следом нам рассказывают про возможный скачок цен на бензин и хлеб, падение рубля и рост цен на услуги ЖКХ.

Возникает состояние, которое психологи называют когнитивным диссонансом, а в народе говорят проще: крыша едет.

К счастью, чтобы реально оценить уровень жизни в той или иной стране, есть совершенно простые и понятные любой домохозяйке экономические индексы, которые кажутся несерьезными лишь на первый взгляд, ведь они позволяют давать нешуточные оценки покупательной способности валют и экономике в разных странах.

1. «Индекс Биг-Мака». Его упоминание можно часто встретить даже в серьезных экономических аналитических материалах. Термин был введен журналом «The Economist» в 1986 году. Сначала его всерьез никто не воспринимал, однако постепенно идею подхватили другие СМИ, и даже появился раздел экономики, который называется «бургерономика»!

Этот индекс основывается на том, что Биг-Мак в разных странах делается из одних и тех же ингредиентов. Например, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 20 евро, а в Великобритании — 10 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1, то есть справедливый курс будет два евро за один фунт.

2.  «Кофейный индекс». Здесь в качестве «эталона» используется большой латте из сети Starbucks. Он менее точный, по крайней мере в нашей стране, где популярная кафешка завышает цены «за бренд».

3. «Индекс iPhone». Название условно. Суть исследования заключается в сравнении цен на технику определенных технических характеристик и марки в разных странах.

4. «Индекс свиданий». Этот индекс придумали немцы. Его удобнее применять для оценки дороговизны жизни в разных регионах. Оценивается стоимость стандартного свидания. По мнению практичных немцев оно включает: поездку на такси, два билета в кино, попкорн, ужин в пабе и две кружки пива. В нашей стране можно использовать другой джентльменский набор.

5. «Индекс красной помады». Его придумали представители компании Estee Lauder. Считается индекс по красным помадам определенного бренда.

6. «Индекс борща и оливье». Это уже наше доморощенное журналистское изобретение, придуманное по аналогии с индексом Биг-Мака.  Он нужен для того, чтобы оценить рост потребительских цен, а также ценовую разницу в разных регионах. Оценивается стоимость набора продуктов, необходимого, чтобы приготовить борщ или любимый салат. Он удобен еще и тем, что в рецепт борща попадают практически все товары продуктовой корзины.

Так что добро пожаловать в бизнес-аналитику! Сравнивайте, анализируйте, рассказывайте другим. Основывайтесь на собственном опыте и не дайте себя обмануть.

Статья подготовлена по материалам портала «roscontrol.com».

О том, как реально экономить при походе в магазин, читайте здесь.