Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения режима дня школьников: речь идет о питании, количестве и качестве сна, двигательной активности, наличии или отсутствии правильно организованного рабочего места.

Режим питания

Самым главным для школьников является соблюдение сбалансированного и рационального режима питания. Школьникам требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через каждые 4-5 часов.

Завтрак дома 7.30 – 8.00

Горячий завтрак в школе 11.00 – 11.30

Обед в школе 12:30 - 13:00 или дома 14.00 – 14.30

Полдник 16.30 – 17.00

Ужин 19.00 – 19.30

Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и обязательно включать горячее блюдо – крупяное, творожное, яичное или мясное. В качестве питья лучше всего использовать какао или чай.

Обед – основной прием пищи. Как правило, он должен состоять из трех или четырех блюд и обязательно включать горячее первое блюдо – овощные супы, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, фасоли, бобов, супы с клецками, молочные супы. Вторые блюда - мясо, птица или рыба. Летом в качестве третьего блюда можно использовать свежие овощи и фрукты, которые обладают сокогонным эффектом – готовят желудочно-кишечный тракт ребенка к восприятию более калорийных блюд. В зимнее время года подойдет квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры, репчатый лук, зеленый горошек (консервированный).

В полдник лучше всего использовать свежие фрукты или ягоды, а также молоко или кисломолочный напиток и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и прочее).

На ужин следует готовить примерно те же блюда, что и на завтрак. Исключение составляют мясные и рыбные продукты. Хорошим вариантом станут разнообразные запеканки (особенно творожные), сырники, ленивые вареники.

Режим сна

Примерные нормы ночного сна для школьников:

1–4 класс — 10–10,5 часа

5–7 класс — 10,5 часа

6–9 класс — 9–9,5 часа

10–11 класс — 8–9 часов.

Роспотребнадзор рекомендует увеличить обычную продолжительность сна школьников на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности на 1 час.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

  • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
  • Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки.
  • Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
  • Кровать должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать перед сном.

Двигательная активность

Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе, продолжительность которых должна составлять, как минимум, 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Огромное значение имеют подвижные игры. Они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств. Также они укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают в процессе социализации в коллективе сверстников.

Организация рабочего места школьника

Правильно организованное рабочее место школьника влияет на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребенок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребенка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала на уроке не должна превышать:

для обучающихся в 1-2 классах – 20 мин.

для обучающихся в 3-4 классах – 25 мин.

для обучающихся в 5-9 классах – 30 мин.

для обучающихся в 10-11 классах – 35 мин.

Рекомендуемое количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня составляет:

для обучающихся 1-4 классов - 1 урок

для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока

для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

Роспотребнадзор напоминает, что детям важно соблюдать четкий режим дня, который помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребенка и его здоровья.