19 апреля 2024, ПТ, 21:14
4 декабря 2020 Актуально

Пять лайфхаков, как поднять свое дело в кризис, от пензенской многодетной бизнес-вумен

Коронавирус поставил предпринимателей в непростое положение, однако многие смогли перестроить свой бизнес для работы в новых условиях.

Одна из тех, кого кризис сделал сильнее – Дарья К., пензенская многодетная мама. Дарья несколько лет проработала педагогом, но нашла себя в кулинарии, стала делать торты и другую выпечку на дому. Хобби только-только начало приносить реальный доход, как в Пензенскую область нагрянул COVID-19. Но если для кого-то пандемия означала потерю работы – например, мужу Дарьи, работающему в строительстве, тоже пришлось посидеть дома – то для небольшой домашней пекарни ситуация обернулась неожиданным взлетом.

«Когда все это началось, мы испугались, - рассказывает Дарья. - Неизвестно чего ждать. Но работы внезапно стало очень много - люди начали заедать стресс и покупать тортики, просто чтобы порадовать друг друга. Иногда приходилось даже подключать старшую дочь к готовке, после целого школьного дня на «дистанционке». Пекли, делали заготовки, утром и вечером по паре часов отводили на доставку». Число заказов быстро выросло вдвое, и квартира превратилась в семейный цех. Чтобы не упустить появившуюся возможность и вывести свой бизнес на новый уровень, «бизнес-мама» выработала для себя несколько правил, которыми поделилась с читателями «Пенза Взгляд».

1. Определите стратегию. Вам нужно понимать, к чему вы в итоге хотите прийти и что для этого потребуется. Если придется идти путем проб и ошибок – ничего страшного, какие-то идеи все равно окажутся удачными.

«Вроде бы и дело было, и какая-то клиентская база, но все было как-то не систематизировано, непрофессионально, что ли, - рассказывает Дарья. - Сели все вместе вечером, и под чай с тортиком посмотрели, что имеем. По пунктам: оборудование - что есть и чего хотелось бы, какие ресурсы можем потратить на покупку необходимого. Продумали, как можно оптимизировать время, которое тратим на изготовление, какие элементы можно заготавливать впрок, замораживать, а затем использовать. Например, в магазины можно не ходить самим – для этого есть доставка продуктов».

2. Если бизнес семейный - разделите обязанности. Главный ресурс – это ваши собственные руки, опыт и знания. Остальные члены семьи пусть делают то, что получается у них лучше всего.

«Я – шеф, в подмастерьях у меня старшие сын и дочь, - делится Дарья. - Дочь ведет все наши аккаунты в социальных сетях и вообще отвечает за онлайн, тут ее помощь неоценима. Сын делает посильную работу - размешивает, отмеряет и так далее, заодно математику с ним таким образом подтягиваем. Средний сын, Никита, отвечает за досуг младшей дочери, у него прописан четкий график - когда время для игр, для телевизора, а когда для сестры».

3. Не бойтесь рассказывать о себе. Надеяться, что клиенты найдут вас сами, не стоит точно, но важно соблюсти баланс между своими аппетитами и возможностями. Если пока нет возможности расширять производство – для продвижения достаточно сарафанного радио. Если же вам есть куда расти, подключайте другие каналы, благо, даже для бюджета очень малого бизнеса сейчас есть эффективные инструменты.

 «В самом начале, когда еще не совсем было понятно, куда двигаться дальше, мы столкнулись с проблемой - заказов стало слишком много. Необходимо было делать выбор: либо снижать качество, что для меня неприемлемо, либо сокращать количество клиентов. Тогда на какое-то время мы перестали выкладывать наши тортики в соцсетях и оставили только постоянных покупателей, - рассказывает Дарья. – Но это все-таки уже бизнес, а не просто хобби, поэтому на долгую паузу права мы не имели – надо было находить способы больше и эффективнее работать и привлекать новых клиентов. Тем более, что сейчас не нужно обладать специальным образованием или привлекать фрилансеров – я знаю, что сейчас есть сервисы, которые позволяют запускать рекламу самостоятельно и за очень небольшие деньги развивать бизнес».


Если вы точно созрели для продвижения, но свободных денег на это у вас всего несколько тысяч рублей – не тратьте их на те каналы продвижения, в которых вы не уверены. Одним из самых недорогих способов рассказать о себе и точно попасть при этом в потенциальных покупателей является информационная рассылка, которую можно провести через SMS, мессенджеры или всплывающие уведомления. Такие сообщения приходят прямо на экран смартфона, пропустить их невозможно. Отдельное преимущество рассылки в том, что нанимать для ее проведения отдельного специалиста по маркетингу или прибегать к помощи фрилансера не нужно, все можно сделать самостоятельно. Например, у МТС есть сервис «МТС Маркетолог» с удобным личным кабинетом, с которым разберется даже не самый опытный пользователь. Самое главное – здесь вы сами определяете, кому адресовано ваше предложение, учитывая пол, возраст, доход, местонахождение, интересы вашей аудитории и еще несколько десятков критериев, так что ошибиться и «слить» бюджет практически невозможно.


4. Играйте по правилам. Если бизнес небольшой, на первых порах подойдет специальный налоговый режим для самозанятых, который с этого года начал действовать на территории региона. Все дела можно вести через смартфон, а полагающийся налоговый вычет в 10 тысяч рублей - потратить на приобретение оборудования.

«Кроме развоза заказов, мы строго соблюдали самоизоляцию. Даже продукты закупали дистанционно. Волновались за папу, потому что его работа была в городе. Но кроме сезонных простуд, первая из которых была принята панически, ковид до нас так и не добрался», - рассказала Дарья.

5. Продумайте «план Б». Бизнес, особенно малый, должен уметь просчитывать риски и при случае быстро адаптироваться, чтобы не потерять все в одночасье. Когда вы заранее подготовились к возможным изменениям, ни вторая волна коронавируса, ни возвращение к обычной жизни, которое когда-нибудь все равно случится, не выбьют вас из колеи.

«Как только ситуация с коронавирусом в начале осени вновь начала ухудшаться, наше семейство стало готовиться к новому «автономному плаванию», - вспоминает бизнес-мама.  Мы проверили работу всего оборудования и запаслись оптимизмом. На самом деле, ничего страшного - все знакомо, продукты закуплены, развлекательная программа для детей и все нужное для «дистанционки» заготовлено. Главное - делать все дружно и всем вместе, тогда все получится».


«Больше всего боюсь даже не попасть в больницу, а потерять вкус и обоняние. В моем случае - это как для музыканта оглохнуть. Конечно, все знают, что Бетховену глухота не мешала быть гением. Но я не Бетховен, я только учусь», - делится бизнес-леди своей самой большой фобией, связанной с коронавирусом. Согревает Дарью мечта: «Дали себе слово поехать в следующем году к морю. В этом рисковать не стали, а в следующем обязательно. Ну и, конечно, дальше будем бизнес развивать, планируем в ближайшее время снять помещение».