2 мая 2024, ЧТ, 05:47
5 ноября 2019 Общество

20 или 38? Сколько реально стоит проезд на пензенском троллейбусе

фото:Пенза-Взгляд

Электротранспорт может стать для города неоправданно дорогим.

Мы уже неоднократно писали о непростых условиях, в которых приходится работать пензенскому электротранспортному предприятию, занимающемуся обслуживанием троллейбусного парка и контактной сети в городе. Принято считать, что жители областного центра очень любят «рогатые» машины, но если зайти в любой из местных троллейбусов становится ясно, что это «отношения на расстоянии». Почти всегда машины полупусты, а горожане предпочитают добираться до работы или домой либо на «маршрутках», либо на автобусах большой вместимости.

Думается, что истинных приверженцев троллейбусного движения стало бы еще меньше, доведись им платить за одну поездку не 20 рублей, как сейчас, а, например, 38 или даже 62. Эти цифры взяты вовсе не с потолка. По оценке специалистов транспортной отрасли, реальная стоимость билета в пензенском троллейбусе — 38 рублей, а горожане платят по факту 20 лишь потому, что почти половину цены перевозчику компенсирует городской бюджет, заключая контракт с ним и закрывая огромную прореху размером в более чем 100 миллионов рублей в год.

Здесь следует напомнить, что этих денег пензенскому предприятию, занимающемуся обслуживанием машин, содержащему депо, регулярно выплачивающему заработную плату сотрудникам и обновляющему контактную сеть в городе, пытающемуся поддерживать троллейбусы в приличном виде, едва хватает на то, чтобы выходить в «ноль». А иногда и это сделать не получается, и с течением времени отрицательный разрыв между доходами и расходами будет расти, учитывая рост стоимости запчастей и обветшание инфраструктуры электротранспорта.

Кстати, цена билета на уровне 38 рублей еще не предел. Федеральным министерством транспорта разработана методика, согласно которой в 2020 году плата за разовую поездку в общественном электротранспорте Пензы должна быть не менее 62 рублей. Такую сумму даже самым большим фанатам пензенского троллейбуса не потянуть. Допустим, что городской бюджет взялся бы компенсировать разницу в 42 рубля между реальной стоимостью проезда и той, что будут платить жители города кондуктору. В этом случае сумма муниципального контракта вырастет больше, чем в три раза. Таким образом ежегодный объем средств, выделяемых на спасение «рогатых» в Пензе, составит более 300 миллионов рублей. Откуда брать эти деньги? Прекратить ремонтировать дороги или может сократить иные социально важные расходы?

Проблема, очевидно, назрела, и ее пора решать при активном участии городской власти, которой, возможно, придется пойти на непопулярное решение — отказ от троллейбусов в пользу более экономичных автобусов большой и малой вместимости. К этому подталкивает и формирующийся с регулярным дефицитом бюджет областного центра, и потребности горожан, и задача создания в Пензе стабильно функционирующей транспортной системы.

Как вариант – направить высвободившиеся средства на компенсацию проезда на общественном транспорта для самых социально незащищенных слоев населения - студентов, медиков, работников дошкольных и средних общеобразовательных учреждений. Для них стоимость проезда – это вопрос качества жизни, и его сохранение на прежнем уровне, несомненно, одна из задач, которую обязаны решать городские власти.

В какую сумму пензенцам на самом деле обходится дешевый троллейбус.