26 апреля 2024, ПТ, 18:57
17 декабря 2018 Общество

Наутилус Помпилиус. Любовь в эпоху перемен

фото:Пенза-Взгляд

Журналист портала «Пенза-Взгляд» побывал на концерте легендарной группы и порассуждал об очередной смерти рок-н-ролла (16+).

Концерт Бутусова (неважно с «Наутилусом» или с «Юпитером») выглядит следующим образом: большой экран, на который транслируется сюрреалистический видеоряд, и недвижимые участники коллектива с фронтменом, «мумифицированным» 35 лет назад.

Все это на фоне чрезвычайно мощного саунда и замечательных (в большинстве своем) текстов Кормильцева и самого Бутусова. Эффект достигается этим парадоксальным сочетанием. Экшн где-то внутри. Очень глубоко. Там, где Мик Джаггер прыгает в зал на руки фанатов, Бутусов едва заметно «делает ножкой», что символизирует высочайший эмоциональный накал! Будь его воля, он вообще спрятался бы за экраном, ушел в тень, как почти невидимый барабанщик группы.

Раньше, десятилетия назад, всю энергетику впитывал и затем выплескивал обратно стоячий партер, который отрывался по полной. Так, например, было лет восемь назад на концерте «Юпитера» в ныне закрытом на реставрацию «Доме офицеров». Так не сложилось на этот раз.

Прежде чем перейти к впечатлениям от прошедшего в субботу концерта, позволю лирическое отступление. Несколько лет назад, когда вышла новая серия «Звездных войн», я сделал себе подарок и отправился после Нового года, 2 января в кино. Зал был полон. Там были такие же, как я 40-летние мужчины, пришедшие поностальгировать. Сеанс прошел в гробовой тишине, в которой страшно было пошуршать чипсами. Лишь появление знаковых персонажей, прерывалось торжественным отхлебыванием из принесенных бутылочек и вздохами: «Хан Соло!» (бульк), «Чубакка» (бульк).

Так вот, это было очень похоже на концерт Бутусова. Торжественно одетые и уместные больше для спектакля в драмтеатре, чем на рок - концерте, мои ровесники пришли поностальгировать. Сводить зубы от светской атмосферы начало еще в фойе, кода на разогреве выступил аккордеонист в русской рубахе с петухами. Играл он почему-то Астора Пьяцоллу. Играл неплохо, но неуместно.

Хотелось алкоголя и драйва... Или хотя бы драйва! Без алкоголя воспринимать рок-концерты более-менее можно, но вот без отрыва никак!

В зале концерт превратился в вечер воспоминаний под нержавеющие хиты «Наутилуса». Индивидуальная для каждого зрителя виртуальная прогулка по собственному прошлому. Меня вместе с ровесниками понесло по волнам воспоминаний.

Очень коротко о паре остановок на этой дороге.

«Я хочу быть с тобой»

В моей жизни Бутусов возник именно с этой песней во второй половине 80-х. Она звучала, как говорят, из каждого утюга попеременно с «Ласковым маем». Это были две школы, два подхода, которые учили любить, но совершено по-разному. Я в возрасте 12 лет, признаюсь не сразу, остановил свой выбор на бутусовской концепции. Нынешнее просвещенное поколение нашло бы в ней намеки на БДСМ и прочие куртуазные изыски. Я же был неискушен и воспринимал ее как высказывание о любви в эпоху, когда естественные чувства неуместны.

«Хлоп-хлоп», «Скованные одной цепью» и «Шар цвета хаки» - три перестроечных гимна, что самое печальное, не потерявшие за десятилетия актуальность. Отличие в том, что тогда это были символы уходящего в прошлое монстра по имени «Система». При прослушивании возникала надежда, что уродец со дня на день умрет вместе с официозными комсомольскими собраниями, престарелыми членами политбюро ЦК КПСС и будет всем «счастье и свобода». Изменилось за эти годы многое, мы тоже. Стали ли мы свободнее?

«Мы читали жизнь, как роман, а он оказался повестью...». Помянем недочитавших и продолжим.

«Крылья» и «Гуд бай Америка» это, однозначно, эпоха «Брата», несмотря на то, что «Америка» появилась гораздо раньше.

«Музыка то ваша американская - оно...», «Сила - в правде!», «Какие немцы? Зачем немцы?» и так далее.

Эпоха новых слушателей «НАУ», честных, открытых и, по большей части, оказавшихся не к месту.

«На берегу очень дикой реки...» - песня на концерте, посвященная Бутусовым Пензе. На мой взгляд, она лучше вяжется с нашим городом, чем нынешний гимн Пензенской области. Она добрая и про место, где всем хорошо.

«Утро Полины». Просто красиво. Это когда на глазах слезы, в горле ком и хочется либо немедленно выпить, либо пригласить первую попавшуюся даму «на медляк».

Не хватило «Казановы» и «Синоптиков». Тоже программные вещи о главном, что есть в творчестве «Наутилуса» - любви в эпоху замерзших чувств. Любви, которая закончится грустно, но лишь она способна, хотя бы на время отогреть, вытащить из футляра быта, где «отец, приходя, не находит дверей и плюет в приготовленный ужин...».

«Князь Тишины». Была сыграна на бис. Это единственная песня, когда народ потянулся к сцене. Произошло это, правда, не из-за переполнявших публику чувств. Просто люди шли в гардероб, а тут вдруг еще один шлягер. Не протискиваться же обратно на свое место.

35 - это похоже все. Даже сверхзвезды должны когда-нибудь превратиться в красного карлика или черную дыру, в которую, наконец, всосет эту эпоху с нашей по ней ностальгией.

«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет!» - спел другой голос эпохи, тогда Боб, а ныне БГ в самом начале карьеры и до сих пор живее всех живых. Но ему можно. Он вне времени, его даже канонизировали в отдаленной тибетской секте кришнаитов-пастафарианцев имени аскета Иванова.

А Бутусов времен «Наутилуса» должен раствориться в экране с намерено обезличенным видеорядом, оставив нам последний гудок парохода, отплывающего в Америку, где мы не будем никогда. Которой, как мы теперь знаем, и не было никогда. Вместо нее, в итоге, оказалась «джинсовая попа с картой мира» с последнего, юбилейного постера «Наутилуса Помпилиуса».