18 апреля 2024, ЧТ, 14:50
25 апреля 2018 Образование

Родители против школы: пятидневка или шестидневка?

фото:pixabay.com

Очевидные доводы в пользу возврата к короткой учебной неделе.

Недавно в Заречном параллельно с выборами президента будущие и нынешние родители школьников высказывались по более важной применительно к их обычной жизни проблеме — пять или шесть дней в неделю должен учиться ребенок. В опросе приняло участие более пяти тысяч горожан. Результаты получились ожидаемыми — 92% респондентов считают, что учебная неделя должна быть пятидневной. Глава местного Департамента образования Елена Аникина поспешила заявить, что это всего лишь мнение родителей, которое проанализируют специалисты и примут окончательное решение. Пока что лишь в одной зареченской школе №221 с сентября этого года ученики начальных классов в качестве эксперимента перейдут на пятидневку по указанию главы администрации города Олега Климанова.

92 процента - это показательно, не так ли? Вряд ли пензенские родители кардинально отличаются в желании облегчить жизнь своему ребенку от зареченцев. Тем не менее, чиновники в образовательных ведомствах региона уверены, что им виднее и настойчиво игнорируют мнение пап и мам.

Как человек, поучившийся на пятидневке и шестидневке и даже поработавший некоторое время в качестве учителя, могу сказать, что у шестидневки нет очевидных преимуществ перед пятидневкой как с точки зрения школьника, так и родителя. Во-первых, ученик попросту не успевает восстановиться за один выходной день после напряженной учебной недели. Во-вторых, у ребенка остается меньше времени на саморазвитие, обычные прогулки и общение с друзьями. В-третьих, часов на выполнение домашних заданий к следующей неделе также меньше, и часто единственный выходной, выпадающий на его долю, оказывается фактически посвящен учебе. Если в каких-то школах и декларируют, что «домашку» на понедельник не задают, далеко не факт, что это утверждение реализуется на практике. Один из педагогов в моей родной школе прямо говорил в подобной ситуации: «Вы можете не учить ничего к понедельнику, но в среду я спрошу с вас в два раза больше и жестче». Так себе альтернатива. В-четвертых, не успевают отдыхать и сами учителя. Заваленные бумажной работой, которую они разумеется берут на дом, у них остается полтора дня вместо двух на подготовку к следующей учебной неделе. И уж простите, им тоже нужно больше времени на то, чтобы прийти в себя после плотного общения с детьми и измученными пубертатом подростками.

Все эти доводы представители системы образования парируют возрастанием учебной нагрузки на ребенка в течение одного дня. И в самом деле есть СанПин с подпунктом 10.5, который определяет предельное количество учебных часов в зависимости от того по пятидневной или шестидневной модели учится школьник.

Так вот в каждом классе при пятидневке максимальное число уроков вырастает, но не более чем на три в неделю. Не более! К примеру, для семиклассника предельный показатель составит 35 часов в неделю, то есть по 7 уроков каждый день. Много? Прилично. Но все знают, что дети после занятий и так отправляются на факультативы и просиживают там ничуть не меньше времени. Проблема здесь видится в большом количестве, откровенно говоря, «левых» уроков, навязываемых современными образовательными стандартами. Признайтесь, вы видите пользу от таких предметов как ОБЖ, технология и даже краеведение?

Еще один довод руководящего педагогического состава — пусть лучше дети сидят в школе на уроках, чем шатаются по улицам. Создается впечатление, что директоры и руководители департаментов образования с удовольствием загнали бы школьников в стены учебных заведений на семидневку «без права переписки». Однако это невозможно, а те, кто захочет натворить бед в оставшиеся без школы полтора дня, легко придумает себе приключения. Зато страдают другие дети — желающие выспаться субботним утром, пообщаться с друзьями, и даже (о, ужас!) посидеть перед экраном компьютера или смартфона.

К счастью, федеральное министерство образование похоже всерьез задумалось над тем, что шестидневка — совсем не благо. В 2016 году министр образования Ольга Васильева заявляла о том, что большинству средних учебных заведений стоило бы перейти на укороченную учебную неделю, так как из-за шестидневки превышаются нормы допустимой максимальной нагрузки на детей. Но хотят ли слушать и слышать министра и родителей ответственные за образование лица в регионах? Пока выходит, что для них уроки ОБЖ и технологии важнее детского здоровья.