23 ноября 2024, СБ, 05:25
27 ноября 2017 Общество

Появятся ли в Пензе новые троллейбусные маршруты?

Проблемы и перспективы функционирования электротранспорта в Пензе.

Троллейбус для Пензы – не просто транспорт, это история города и его изюминка, то, без чего областной центр трудно представить. Разветвленная сеть троллейбусных маршрутов в советское время пронизывала практически весь город, и на сегодняшний день, несмотря на то, что электротранспорт уступил маршруткам и автобусам львиную часть общественных перевозок, он вполне конкурентоспособен.

С тех пор, как обслуживанием «рогатого транспорта» занялось ООО «Горэлектротранс», количество маршрутов не сокращалось. По словам директора предприятия Алексея Кузнецова, самыми популярными у пензенцев остаются маршруты № 7 и 8. После открытия Свердловского моста пензенцы увидели на дорогах популярную в былые годы шестерку.

Кроме того, ведется работа по развитию новых направлений. В администрации города находится на рассмотрении предложения по изменению маршрутов и открытию новых в черте города. Проводятся переговоры с застройщиками города Спутник по открытию нового маршрута, который свяжет село Засечное с Пензой и таким образом станет первым межмуниципальным направлением в истории пензенского электротранспорта.

Впрочем, назвать безоблачным будущее пензенского троллейбуса вряд ли у кого язык повернется. Проблемы пока, как в старом анекдоте, не просто выстраиваются одна за другой, но порой и без очереди лезут.

Главная – физический износ практически всего движимого и недвижимого имущества, состоящего на балансе ООО «Горэлектротранс», что приводит к постоянному увеличению затрат на его содержание.

«Здание депо построено в 1971 году, ремонта, даже элементарного, никто не проводил. Капитально-восстановительные работы на троллейбусах никто не планировал, это не в укор прежнему руководству, это отсутствие финансирования в первую очередь. Про контактную сеть и троллейбусный парк я вообще не говорю», - отметил в комментарии порталу «Пенза-Взгляд» Алексей Кузнецов.

Одна проблема тянет за собой целый ряд сопутствующих. Так, износ подвижного состава, контактных сетей и оборудования требует привлечения дополнительных ремонтных рабочих. Троллейбусы производства Белоруссии требуют запчастей и специалистов по ремонту из соседней республики.

Впрочем, эти вопросы со временем можно решить, если снизить уровень постоянных расходов, в частности арендной платы в структуре себестоимости перевозок пассажиров троллейбусами. Так, по итогам четырех месяцев работы ООО «Горэлектротранс» удельный вес затрат на электроэнергию составил 18,2 %, а удельный вес арендной платы - 16,5%.

При всем вышеперечисленном троллейбус остается самым дешевым для населения видом общественного транспорта – цена билет в нем вот уже более двух лет составляет всего 17 рублей, при этом часть возникающих убытков покрывает бюджет города Пензы.

После перехода троллейбусов под новое управление в ООО «Горэлектротранс» бюджет получил изрядную экономию в вопросе содержания троллейбусов: если раньше в квартал требовалось порядка 50 млн руб на покрытие убытков МУП «Пензалифт», возникающих в от деятельности троллейбусов, то сейчас эта цифра составляет не более 30 млн руб в квартал. То есть, для нового предприятия созданы довольно-таки жесткие условия выживания, но, как говорится, такова жизнь. Городской бюджет пуст, подарок в виде порядка 20 млн руб в квартал ему совсем не помешает.

Как выяснилось из разговора с директором предприятия Алексеем Кузнецовым, на сегодняшний день денег троллейбусному парку категорически не хватает. Чтобы свести концы с концами, предприятие уже начинает накапливать кредиторскую задолженность перед поставщиками. Вполне возможно и введение процедуры банкротства со стороны одного из поставщиков. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то существование троллейбусов в нашем городе окажется под вопросом. Единственный выход, учитывая отсутствия денег в бюджете города, - повышать стоимость билета для населения. Эта мера не популярна у горожан, и власти стараются откладывать принятие нового тарифа как можно дальше. Вопрос только, не будет ли этот шаг настолько поздним, что и спасать будет некого.

На днях жители сразу двух российских городов Архангельска и Волгограда обратились к мировому сообществу с просьбой спасти троллейбусное движение в их городах. Не хотелось бы, чтобы Пенза встала в эту незавидную «очередь».