24 апреля 2024, СР, 18:47
28 апреля 2017 Россия и мир

Российские ученые научили грибы светиться всеми цветами радуги

фото:http://wallpaper-gallery.net

Биологи коллеги разгадали секрет свечения грибов и создали несколько искусственных аналогов их молекул.

Существует множество живых существ, которые светятся в темноте, - хищные рыбы-удильщики, бактерии, грибы и различные виды светлячков.

«Люциферин грибов состоит из двух важных фрагментов. Мы решили посмотреть, будет ли молекула светиться, если изменить один из фрагментов. Оказалось, что из шести синтезированных аналогов люциферина пять остались активными и светились разными цветами. Так мы, во-первых, подтвердили открытый нами механизм реакции, а во-вторых, продвинулись в понимании того, как можно этим процессом управлять», – приводит слова Зинаиды Осиповой из Института биоорганической химии РАН в Москве РИА Новости.

Природные источники свечения можно использовать для «подсветки» клеток во время экспериментов и для многих других целей, поэтому ученых сильно интересует этот процесс, пишет «Science Advances».

Выделив светящиеся молекулы и окисляющие их белки из клеток гриба Neonothopanus gardneri, ученые проследили, как меняется их структура при излучении света, используя газовые хроматографы и масс-спектрометры. Сделать это было непросто, так как продукт окисления люциферина грибов является крайне нестабильным веществом. Это затрудняет его накопление и изучение его структуры. Когда ученые решили эту проблему, им удалось выяснить, что именно происходит со светящимся веществом, где оно окисляется и подобрать его искусственный аналог.

В ходе экспериментов оказалось, что аналог можно легко модифицировать таким образом, чтобы он не переставал светиться и при этом менял свой цвет. Как шутят ученые, им удалось создать «цветные грибы».