22 января 2025, СР, 11:49

От Земли до Марса: как мультимедийный спектакль «Кириллицы» перенес пензенцев на другую планету

Автор:Юлия Акимова
фото:Пенза-Взгляд

17 января пензенцы увидели спектакль «Марсианские хроники» (12+) театра ПГУ «Кириллица» - результат проекта «Региональная театральная школа PROтеатр2.0. Современные технологии в искусстве», получившего поддержку Федерального агентства по делам молодежи. 

«Предполетная» подготовка

Организовать космическое путешествие на сцене по мотивам рассказа Рэя Бредбери «Илла» – не менее фантастическая работа, чем сама постановка с огненными птицами, вещими снами и полётом сквозь мириады звёзд. За ней стоит большая команда актеров, режиссера, художников по свету и костюмам, дизайнеров, аниматоров, декораторов.

Для воплощения истории о супругах-марсианах со своими «земными» проблемами участники проекта «PROтеатр2.0.» посещали лекции, мастер-классы по созданию мультимедийных декораций, театральных костюмов и даже Пензенский планетарий.

Под куполом единственного в мире деревянного планетария под руководством экскурсоводов они рассматривали долины, пустыни, горы и полярные шапки Красной планеты. Именно к этим видам экипажу предстояло «улететь» во время спектакля под волшебные звуки глюкофона – ударного музыкального инструмента. Его актеры осваивали более трех месяцев.

«В рамках подготовки к спектаклю ребята разговаривали о современных формах существования театра с режиссером и актером Павлом Тачковым. А еще – смотрели моноспектакль «Папка», потому что это первая попытка «Кириллицы» создать постановку с использованием мультимедийных декораций, которые в первую очередь выражают то, о чем молчит главный герой», — рассказала наставник проекта «Региональная театральная школа про театр 2.0. Современные технологии в искусстве» Кристина Злыднева.

Актеры Ирина Латынова (марсианка Илла), Никита Картавов (её супруг Илл), Владислав Портнов (путешественник с Земли) встретились на сцене со своими «виртуальными» коллегами. 27 участников спектакля перенесли в цифровой мир.

«Трое актеров находятся на сцене, между ними разыгрывается главная коллизия. Другие артисты снимались на хромакее и оцифровывались. Они появляются в виде образов, воспоминаний. Мы обращаемся к началу марсианской истории, с чего все началось», - отметила Злыднева.

По ее словам, отснятая таким способом игра актеров ничуть не умаляет значимости героев для сюжета, ведь их участие не только двигает историю, но и создает детальное представление о мире Брэдбери. 

Подготовка к спектаклю продолжалась около двух месяцев. Работа была масштабная. Например, художникам нужно было создать с нуля уникальные декорации, которые ранее не использовались ни в одном спектакле «Кириллицы».  

«Главной задачей было совместить мультимедиа и классический спектакль так, чтобы ни одна из сторон работы не перетянула внимание на себя. Чтобы актеры не потерялись в картинке, чтобы она дополняла их игру, а не выходила на первый план. Для режиссера главное – создать свой неповторимый мир», – добавил режиссер театра «Кириллица» Константин Бутин.

На Марсе классно

Хрустальные колонны, созданные декораторами, переливаются фиолетовым, алым и оранжевым цветами. Это работа художников света Александра и Ольги Безяевых, которые пробуют воссоздать порывы горячего ветра и багряный туман на финальной репетиции. В этой буре раскаленного воздуха и бесконечного потока голографических звезд оказываются актеры.

Впервые они настолько далеки от зрителей. Ирина Латынова, Никита Картавов и Владислав Портнов оказываются внутри пространства между экраном и проекционной сеткой. Вокруг них зарождается невероятный инопланетный мир.

«Большая часть контента создана руками художников, которые трудились около четырех недель. Например, в сцене, где землянин Натаниэль Йорк прилетает на Марс, мы отрисовали корабль, сделали ему красивую анимацию и  посадку. И сейчас  мы говорим про один маленький кусочек, составляющий 5 секунд контента. Спектакль при этом длится почти час», – объяснил принцип работы художников Сергей Елисеев, курировавший процесс создания мультимедиа.

 «Спектакль необычный, потому что мы впервые соединили современные технологии с искусством. Все-таки «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери – фантастика. Поэтому, чтобы создать этот фантастический мир, решили, что нужно применить то, что мы до этого никогда не пробовали», — говорит Константин Бутин.

Космос внутри нас

Первое, что видят зрители – перелистывание металлической книги. Видеопролог погружает их в историю далекой планеты с местными жителями-телепатами и воинами на металлических шершнях. В бесконечном потоке звезд видны силуэты виртуальных актеров, в точности повторяющие движения своих реальных прототипов. Пожалуй, один из самых эмоционально сильных моментов в спектакле — сон Иллы, в котором она впервые видит высокого землянина с голубыми глазами. Сцена начинается с рисунка главной героини, проекции продолжают каждый взмах её руки. Кажется, будто она создаёт изображения из воздуха, пылинок, танцующих в свете марсианского солнца. Но вот медитативное рисование погружает ее в сон, который разделит её жизнь на «до» и «после». Силу переживания раскрывает талантливая музыка композитора Андрея Шошкина. 

Декорации и актеры, находящиеся внутри экрана и проекционной сетки, создали ощущение вакуума, погрузив зрителя в атмосферу знойной и раскаленной планеты. В зависимости от настроения сцены, художники по свету подбирали подходящие переливы – от нежно-голубого до насыщенно красных отблесков огня. 

Актеры проходят свой космический путь, а когда экраны загораются, они произносят последние реплики. Героев накрывает куполом пламени, мечта Иллы оказывается разбита о реальность. Опускается занавес, в зале гаснет свет.

Юлия Акимова
Юлия Акимова