Задача со «звездочкой»: как поднять мотивацию школьников к изучению физики
В России не первый год наблюдается тенденция к снижению заинтересованности школьников и студентов к изучению физики, без знания которой получить качественного инженера или специалиста IT-отрасли невозможно. В чем заключается проблема, и как повысить мотивацию учащихся, рассказал доцент кафедры «Общая физика и методика обучения физике» ПГУ Алексей Киндаев.
Не так давно в России был взят курс на усиленную подготовку инженерных кадров. Кроме того, с 2026 года, согласно правительственному плану мероприятий по повышению качества математического и естественнонаучного образования, для поступления на инженерные специальности в российские вузы абитуриентам придется сдавать обязательные вступительные экзамены по физике. Насколько это оправданно?
— С одной стороны, это правильно и разумно. Тем более, если мы говорим об инженерных специальностях, ведь не имея базовых знаний по физике, знаний фундаментальных физических законов и понимания того, как вообще устроен мир вокруг нас, стать инженером весьма сложно. Но при этом,конечно же, встает вопрос: а как набрать нужное количество абитуриентов на те места, где требуются результаты ЕГЭ по физике? Ведь наши школьники, мягко говоря, побаиваются этого предмета.
С чем, по вашему мнению, связан страх учеников перед физикой?
— Есть несколько причин. Во-первых, это объективно сложная учебная дисциплина: механическое «зазубривание» исходных правил и формулировок не поможет. Необходимо понимание общих принципов, сути явлений, а также владение прочными знаниями в области математики. Во-вторых, учителя (хотя далеко не все) зачастую сводят изучение физики к излишней теоретизации, заучиванию материала параграфов с последующим их формальным воспроизведением, отказываются от самой привлекательной и интересной стороны этого школьного предмета – физического эксперимента.
Насколько подготовленными по физике приходят сегодня учащиеся из школ в университеты?
— Сегодня, к сожалению, многие ребята выбирают специальности, связанные с физикой, по остаточному принципу, изначально в них не заинтересованы. Если говорить о школе, то, конечно, на общий интерес к физике и подготовленность детей влияет, помимо всего прочего, нехватка квалифицированных педагогов. Сейчас это, действительно, огромная проблема, и мы боремся за то, чтобы к нам шли мотивированные абитуриенты, ведь именно в этом случае они пойдут в будущем преподавать в школы, и мы получим сильных учителей, а, значит, и сильных учеников.
Если говорить непосредственно об экзаменах в рамках ОГЭ и ЕГЭ, не считаете ли, что школьникам предлагают слишком сложные задания, а потому многие из них не хотят сдавать физику?
— В последние годы школьники чаще стали выбирать на ОГЭ физику, а вот что касается ЕГЭ, то здесь ситуация ровно противоположная – число сдающих этот предмет из года в год неуклонно уменьшается. Экзамен и правда непростой, но, по словам разработчиков, в минувшем учебном году задания в рамках ЕГЭ по физике они упростили, и я готов это подтвердить. По моему мнению, да и мнению моих коллег, для выпускников 2024 года экзамен был проще, чем год назад.
Как преодолеть страх перед экзаменом по физике?
Да, школьники опасаются сдавать ЕГЭ по физике, но я считаю,что если целенаправленно готовиться, можно набрать необходимое количество баллов для поступления на бюджетное место. В случае педагогических и инженерных профилей это, как правильно, реально. Поэтому, если у школьника есть интерес к физике (пусть даже небольшой), и он еще размышляет о том, что выбрать для сдачи в рамках ОГЭ или ЕГЭ, ему стоит дать шанс показать себя и помочь в подготовке к экзамену по физике.
Выбирая предмет для сдачи ЕГЭ, выпускники думают о том, в какой вуз с ним можно поступить и какую профессию получить. Каковы перспективы тех, кто все же выбрал на ЕГЭ физику?
Могу сказать, что все зависит от человека. У нас сейчас дефицит кадров в школах, поэтому устроиться на работу учителем физики, математики не составит труда. Зарплата, доход будут зависеть тоже во многом от вас – готовы ли вы брать дополнительные часы, классное руководство. Кроме того, есть федеральные программы для учителей, желающих работать в селах, в рамках которых им предоставляют льготы и денежные выплаты.
Физика – это не только про преподавание и работу в школе, это и про инженерию, и про IT. Если выходящий из стен университета человек будет обладать хорошими знаниями и правильно ими распорядится, он всегда найдет высокооплачиваемую работу. Тем более, сейчас, когда в стране так остро стоит вопрос с импортозамещением во всем: от продуктов до технологий, требующих высококвалифицированных инженеров.
Дайте совет - как же все-таки увлечь детей изучением физики?
— В первую очередь, с помощью популяризации физики через самую яркую ее сторону — физические эксперименты. Так, на базе нашего института есть учебно-демонстрационный центр занимательных наук, в котором функционируют два зала: физики и астрономии.
За последние 5 лет в его стенах побывали около 4000 учащихся разного возраста. Мы показываем им эксперименты, предлагаем поучаствовать в них, рассказываем о физике доступным языком. После таких встреч ребята испытывают восторг. Конечно, этот уровень интереса к предмету нужно поддерживать постоянно, а не эпизодически. И в этом огромная роль отводится школьному учителю. При таком подходе большее количество детей захотят заниматься наукой. Мы получим заинтересованных абитуриентов, школа получит высокопрофессиональных учителей физики, а это непременно приведет к повышению качества инженерного образования и росту числа высококвалифицированных инженерных кадров.