7 июля 2024, ВС, 07:14
27 сентября 2023 Общество

Водитель пензенского троллейбуса: «Я полюбил свою работу»

фото:Пенза-Взгляд

Формирование и развитие профессиональной команды – важное направление работы предприятия-перевозчика.

В компании, осуществляющей перевозки пензенских пассажиров троллейбусами (Универсал Сервис – примечание редакции) работают как водители с серьезным стажем, так и вновь пришедшие и освоившие навыки в ходе учебных занятий специалисты.

Подбор и обучение персонала

В троллейбусном депо обучение работников проводят в составе учебных групп. Подготовка новых специалистов осуществляется по разработанной программе совместно со специалистами ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий».

«Набор учащихся осуществляется специалистами отдела персонала. Формируются группы для обучения, которое проходит на специальной, созданной на предприятии материально-технической базе. Для удобства преподавателей и учеников аудитория оснащена всем необходимым: макетами внутренних деталей троллейбусов, токоприемниками, имеется уголок охраны труда. Будущим водителям преподают устройство подвижного состава, правила дорожного движения, основы безопасности.

Теоретическую часть преподают специалисты колледжа, охрану труда и устройство троллейбуса - специалисты депо. У учащихся есть наставники, проводятся групповые и индивидуальные занятия. Обучение проходит в несколько этапов: теория 356 часов, практика 154 часа и 8 экзаменационных часов. Далее следуют 286 часов стажировки. Экзамен по теории учащиеся сдают в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий», вождение - на площадке в депо и в городе. По окончании всех экзаменационных испытаний в ГИБДД они получают водительское удостоверение, категория «Тb» и документ о квалификации - «Свидетельство о профессии водителя». По традиции в депо организуют для стажеров своеобразный выпускной. Считаю подготовку молодых специалистов по этой системе достаточно эффективной. Во время обучения есть тесная связь между обучающимися и опытными сотрудниками предприятия. Это помогает влиться в коллектив новым специалистам, а главное - перенять опыт и на практике изучить все сложные моменты», - рассказывает специалист по кадрам Строганова Любовь.

От первого лица: мнения молодых водителей со стажем работы до 1 года о профессии и депо

Виталий Агапов ранее получил специальность газоэлектросварщика в Пензенском колледже архитектуры и строительства. Однако случилось так, что стал учеником в троллейбусном депо, куда пришел вместе с родственником.

«В моем возрасте решения принимаются быстро. Предложили попробовать за компанию, я согласился. Учиться пришлось с нуля, опыта вождения у меня не было совсем. До этого машины изучал только изнутри, могу разобрать, отремонтировать, занимался кузовными работами, но вот управлять автомобилями не приходилось. Учиться было комфортно. Сразу понравилось отношение к нам. Все сомнения развеялись в начале обучения. В нашей жизни нужна стабильность и хорошие условия работы. В депо все это есть. График работы удобный - 2 через 2, зарплата вовремя, старшие коллеги во всем помогают. Работа научила быть более пунктуальным, собранным, ответственным. Привык рано вставать и планировать свой день. Работаю на 8-м маршруте. За семь месяцев работы стал больше обращать внимание на качество дорожного покрытия. Иногда огорчает отношение водителей легкового транспорта к троллейбусам - многие просто не понимают, что мы управляем большой машиной, которая привязана к линии электропередач и иногда пропустить кого-то или перестроиться, как требует ситуация, мы не можем. Работаю без кондуктора, с пассажирами контактирую лично. Бывают те, кто свои проблемы старается выплеснуть на тебя - научился терпеливо их выслушивать. Но несмотря на трудности, я полюбил работу водителя и менять ее не собираюсь. Меня во всем поддерживает супруга, которая работает воспитателем в детском саду».

Поделился впечатлениями от работы и Данила Сергеев, стаж которого 7 месяцев. После окончания Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий по специальности «эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» трудовую деятельность начал на СТО, а сейчас работает водителем троллейбуса.

«Я никогда не думал и не мечтал о работе водителя троллейбуса. Хотя вся моя сознательная жизнь связана с депо. Мой папа работал водителем с 1981 года, а бабушка в 2000-м устроилась кондуктором, работала с отцом в одном экипаже. Когда получал специальность, меня агитировали идти на работу именно в троллейбусный парк и продолжить династию. Но я относился к этому очень скептически. Закончил колледж, начал работать на станции. В какой-то момент рассказы отца о работе меня стали интересовать все больше и больше. Часто вспоминал, как ребенком катался с отцом по маршруту, копался с запчастями, собирал угольки. Когда в депо дали объявление о наборе новой группы обучающихся, я решился - так и стал водителем троллейбуса. Пройдя все этапы обучения, стажировки и самостоятельной работы на маршруте, понял, что это то, чего я хотел. Я полюбил свою работу, проникся жизнью депо. Это не громкие слова. Мне очень повезло с наставниками. Сергей Агейкин - лучший инструктор. У меня уже были права и опыт вождения легкового автомобиля, но тут другие требования, пришлось многому учиться заново. Во время первых самостоятельных выходов на линию очень помогали старшие водители, объясняли сложные моменты на маршруте - как понять вид неисправности и почувствовать троллейбус. Коллектив у нас очень дружный. Работаю на 2-м маршруте, на стареньком, но хорошем троллейбусе. Трудности есть в любой работе, главное, как ты к ним относишься. Ранний подъем - уже привычка, гул редуктора и шум компрессора воспринимаю как музыку. Пассажиры бывают разные, негативно отношусь к пьяным. К счастью, хороших людей встречается больше. Так как я работаю без кондуктора, общаться приходиться много. У меня даже есть знакомые пассажиры: называем друг друга по именам, поговорим обо всем, с праздниками поздравляем друг друга. Дачники даже делятся своим урожаем. Коллеги иногда передают, что пассажиры интересуются «где Даня», переживают, почему нет меня на линии. Сейчас город активно развивается и троллейбусное движение тоже, приходят новые машины. Пассажиры часто говорят, что это очень хорошо, все ждут новые троллейбусы на всех маршрутах.

Свободное время я стараюсь проводить с семьей. Копаюсь в гараже с железками. Иногда удается отдохнуть от рабочих будней на природе, люблю рыбалку. Так уж получилось, что у нас с супругой одинаковое хобби - мы собираем коллекционные монеты», - делится историей прихода в профессию и личными моментами Данил.

«Виталий и Данил работают у нас меньше года, но уже зарекомендовали себя как ответственные и исполнительные водители. Легко влились в рабочий процесс. Наш коллектив пополняется молодыми специалистами, мы стараемся создать для них комфортные условия труда. Помогаем молодежи адаптироваться и совместно решать производственные вопросы, а если надо, то и бытовые», - отмечает дружную обстановку на предприятии финансовый директор Наталья Червякова.

Ольга А.
Ольга А.