Юрий Коробов: «Угроза замора рыбы не преувеличена»
Тревожные заголовки, касающиеся гибели рыбных ресурсов, все чаще встречаются на страницах и сайтах федеральных и региональных изданий. Замор рыбы стал актуальным, но оттого не менее печальным явлением.
«Из прорубей московских озер и прудов вылезла рыба», «На реке Костроме вся поверхность воды покрыта задыхающейся рыбой», «Массовая гибель рыбы в Белинском районе», - регулярно сообщают средства массовой информации.
Эксперт-эколог Юрий Коробов рассказывает, что замор рыбы происходит в результате нехватки кислорода или попадания в водоем токсичных веществ. Причин для замора, по его словам, может быть много, и некоторые из них – антропогенные: в их числе загрязнение воды промышленными или коммунальными отходами, сточными водами, сброс воды из водохранилищ, уничтожение вследствие прибрежной застройки мелких речушек и коренных ручьев – источников свежей, обогащенной кислородом воды и другие негативные явления.
Коробов отмечает, что к перечисленным антропогенным факторам можно добавить кратное уменьшение объемов работ по очистке русла и дноуглублению, а также прекращение регулируемого промыслового лова рыбы в верховьях Волги.
«Ранее этот процесс был «под опекой» государственных органов. Контролировались объемы вылова, а также проводились мероприятия по увеличению разнообразия видов и численности рыбы. После запрета такой рыбалки первые несколько лет все были довольны результатом: рыбы стало больше. Но дальше ситуация вновь ухудшилась», – цитирует эксперта «Российская газета».
Он заявляет, что этому есть причина - оказывается, одновременно с регулированием вылова власти забросили очистку рек и работы по углублению дна. Когда такие мероприятия проводились, это позволяло в углубленных местах ловить больше рыбы. Летом она скапливается в ямах, где вода прохладнее и проще охотиться, а зимой в таких ямах можно спокойно пережить морозы. Но без очистки русла рек мельчали, глубокие ямы заиливались. И в какой-то момент стали для рыбы местом последней зимовки.
«Представьте квартиру из двух комнат, предназначенную для комфортной жизни семьи из четырех человек. А если в нее заселить 50-80 человек, квартира сразу превратится в убогую ночлежку, – образно характеризует ситуацию Юрий Коробов. – Так и под водой. Рыба, численность которой росла, все так же собиралась в ямах, а они с каждым годом становились все мельче. Итог предсказуем – нехватка кислорода и массовый замор. И теперь каким-то одним действием проблему массовой гибели рыбы не решить – требуется комплексный системный подход», – объясняет Коробов.
Мероприятиями для спасения рыбы от замора он видит возобновление работ по расчистке и углублению русел рек; осуществление водосброса щадящим способом; частичное возобновление промыслового лова рыбы и мероприятий сопутствующего мониторинга; проведение мероприятий по увеличению популяции рыбы; расчистка плотин и заторов на коренных ручьях и мелких речушках, как возникающих стихийно, так и построенных бобрами; широкая пропаганда разумного водопотребления; поощрение усилий неравнодушных граждан, борющихся с заморами; разъяснение рыбакам недопустимости лова задыхающейся рыбы.
«Но самое главное – нужно воспитывать в гражданах России понимание того, что любую деятельность нужно осуществлять с учетом безопасности для окружающей среды. В борьбе за сохранность природы не должно быть равнодушных!» - уверен Юрий Коробов.