5 декабря 2025, ПТ, 12:26
9 марта 2023 Общество

«Артефакт»: как шедевры искусства становятся доступнее

фото:pixabay.com, скриншоты из приложения Artefact

Произведения живописи таят в себе немало тайн, раскрыв которые, можно не просто увидеть шедевр, но и понять его значение, тайный смысл и идеи, заложенные создателем.

Популяризировать таким образом искусство призвано приложение «Артефакт». Созданная в рамках федерального проекта «Цифровая культура» при непосредственном участии Минкульта РФ платформа с помощью технологии дополненной реальности дает возможность рассмотреть в подробностях и получить максимум интересной информации о шедеврах живописи и других видов творчества.

Приложение способно распознавать изображения с экрана компьютера или ноутбука, а также с открыток и репродукций. Кроме того, в базе приложения уже имеются экспозиции, «посетить» которые можно, не выходя из дома или школы. Разработчики подчеркивают, что каталог произведений постоянно пополняется, причем речь идет не только о крупных учреждениях культуры, но и о региональных, зачастую не менее интересных любознательному пользователю.

Еще больше возможностей разработка дает тем, кто может лично посетить музеи, которые авторизовались в системе. Чтобы начать приобщение к шедеврам, пользователю необходимо зайти в популярные магазины мобильных приложений и скачать Artefact. Затем вам предложат выбрать язык, на котором представлен контент, найти объекты, отмеченные значком AR (дополненная реальность), нажать кнопку «Распознать» и навести камеру на экспонат. После этого пользователь получит доступ к «точкам интереса», нажав на которые можно узнать важные детали и интересные факты об экспонате — историю его создания, судьбу картины, подробности о сюжете и героях и даже первые эскизы будущего шедевра.

Кроме того, можно прослушать аудиогид, посвященный выбранному произведению искусства или самостоятельно прочесть статью о нем.

Дополнительное преимущество нового приложения заключается в том, что оно избавляет музейных сотрудников от необходимости размещать, а посетителей искать QR-коды. Artefact справляется с задачей информирования о картине и без них. Более того: для использования приложения в музее не нужен Wi-Fi. Чтобы воспользоваться им, достаточно перед посещением выставки загрузить заранее информацию о выставке.

«Очень круто, что часть экспонатов музея можно открыть в приложении «Артефакт», полезно и интересно», - приводит «Российская газета» восхищенные отзывы посетителей Дагестанского музея изобразительных искусств, где представлены картины Васнецова, Айвазовского и Левитана.

В министерстве культуры, под чьим кураторством разрабатывался Artefact, перед началом его создания ставили две главные задачи - увеличить количество посещений учреждений культуры, привлекая новую аудиторию через современную технологию, а также нарастить количество обращений интернет-пользователей к культурным цифровым ресурсам.

Особое внимание при разработке приложения с технологией дополненной реальности было уделено детям — тем, кто должен получить «прививку прекрасного» и стать в будущем посетителями музеев и выставок. Для них авторы Artefact внедрили квестовые механики, используя которые можно изучать экспозиции в игровой форме - например, распознав экспонат с помощью смартфона, открыть все «точки интереса» или найти ответы на заданные вопросы в материалах к объекту.

В конце зимы к высокотехнологичному проекту присоединился Пензенский литературный музей, который стал победителем специального конкурсного отбора на создание мультимедиагида.

К примеру, прямо сейчас приложение можно использовать для знакомства с выставкой «Пензенская земля - русской литературе». Для этого нужно зайти на страничку выставки, нажать кнопку «Начать просмотр» и загрузить пакет материалов - можно выбрать вариант для работы в режиме офлайн, статьи об экспонатах или аудиогид.

По словам министра культуры России Ольги Любимовой, которую цитирует РИА Новости, каждый год в рамках нацпроекта «Культура» планируется создавать по 75 мультимедиагидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности по всей стране.

Автор: Алексей Уйменов.

Уйменов Алексей
Уйменов Алексей