19 декабря 2025, ПТ, 02:08
6 февраля 2023 Экономика

Мария Кипурова: «К концу 2023 году можно ожидать восстановления рынка автокредитования»

фото:Банк Открытие

Специалисты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали тенденции, складывающиеся на рынке автокредитования, который пережил сложный 2022 год. Мы поговорили о перспективах этого сектора финансовых услуг с управляющим банком «Открытие» в Пензенской области Марией Кипуровой.

Рынок автокредитования вернется на прежний уровень в 2023 году

Согласно статистике «Открытие Авто», спрос на автокредиты в Пензенской области по сравнению с прошлым годом снизился на 35% (15% по России). При этом общерыночный объем выдач автокредитов в регионе в целом упал в 2 раза – с 3,1 миллиарда рублей в 2021 году до 1,6 миллиарда рублей по итогам 2022 года. Аналогичная тенденция подтверждается и статистикой выдач банка «Открытие». Средний чек автокредита в банке снизился за год всего на 2% и составил 773 тысячи рублей (793 тысячи рублей по итогам 2021 года), в том числе 914 тысяч рублей по новым машинам и 703 тысячи рублей по автомобилям с пробегом. Доля кредитов на последние выросла в общих выдачах на 22%. Банк «Открытие» на протяжении всего года прочно занимал позиции в тройке лидеров рынка автокредитования в Пензенской области.

- Мария, вернется ли в 2023 году рынок автокредитования на уровень 2021 года? Стоит ли этого ожидать, учитывая продолжающуюся экономическую турбулентность?

Мария Кипурова: Восстановления рынка скорее можно ждать только к концу года. При этом очевидно, что из-за дефицита новых автомобилей и высоких цен на них покупатели продолжат активно брать кредиты на машины с пробегом. Мы надеемся, что росту кредитования на новые автомобили поспособствует возобновленная государственная программа льготного автокредитования. Именно ее эксперты видят одним из факторов подъема рынка в 2023 году. От того, как она будет финансироваться, также зависит и соотношение кредитов, выданных на новые и подержанные машины.

В 2023 году в России будет продано около 800 тысяч новых автомобилей

- Насколько в «Открытие Авто» уверены в позитивной динамике роста авторынка по отношению к 2022 году?

Мария Кипурова: Мы ожидаем, что по итогам января продажи авто будут на уровне 50 тысяч штук (официальная статистика еще неизвестна) и динамика по сравнению с первым месяцем 2022 года останется отрицательной. Восстановления показателей продаж следует ожидать к марту, когда начнется прогнозируемый 8-10-процентный рост. Что касается годовых оценок авторитейла, то, как показал прошлый год, в бизнес-процессы могут вмешаться не только такие привычные для экономистов и финансистов факторы, как инфляция, производство, логистика или валютные курсы, а форсмажорные - мобилизация или массовая заболеваемость ковидом в Китае. Ожидается, что годовой рост продаж составит 15-20%, а цифру в 800 тысяч реализованных машин можно будет считать успехом.

Отечественный автомобиль стал популярным

Относительно оптимистичной тенденцией 2022 года на рынке автокредитования можно считать рост популярности машин российского производства. Доля выданных на них займов в целом в банке в Пензенской области по итогам 2022 года выросла в 4 раза.

- Какие модели машин стали самыми популярными у покупателей Пензенской области по оценкам экспертов «Открытие Авто»?

Мария Кипурова: Самой популярной стала, безусловно, «Лада», которая лидирует среди самых покупаемых новых и подержанных автомобилей. Что касается отдельных моделей, то здесь первое место среди «россиян» у «Лада Гранта», а среди зарубежных - у Kia Rio. В целом тенденция очевидна: в «Открытии Авто» 73% кредитов пришлось на отечественные машины, 20% - на корейские, 3% на европейские, 3% - американские, 1% - китайские. Полагаем, что свою нишу в 2023 году на российском рынке попытаются занять индийские и иранские производители, но доминировать по-прежнему будут «Лада» и «китайцы».

Удивительно, но факт

По оценкам «Открытие Авто», 75% автомобилей из топ-20 самых востребованных на вторичном рынке подешевели в декабре 2022 года. Более того: одиннадцать из них стали в среднем стоить дешевле, чем в январе 2022 года - последнем спокойном месяце до начала периода турбулентности на рынке.

- Мария, на какие автомобили цены в конце года упали даже по сравнению с январем 2022-го?

Мария Кипурова: Отмечу, что исследование проводилось на основе данных по самым крупным рынкам подержанных машин - это Москва и Подмосковье. Там заметили, что владельцы сбрасывают цены на кроссоверы BMW X5 и баварские седаны третьей серии. Одновременно с этим обладатели внедорожников Toyota и Kia Sportage, напротив, увеличили стоимость своих машин на 10-15% по сравнению с январем 2022 года. В целом рынок подержанных машин остается в несколько раз крупнее ритейла новых автомобилей. В январе текущего года специалисты наблюдают традиционный спад активности, но стоит ожидать его постепенного восстановления уже в феврале и весной.

Дорогие «китайцы»

Среди новых автомобилей за 2022 год самыми подорожавшими моделями стали «китайцы» . На 53-73% выросли в цене «Chery Tiggo 7 Pro», «Exeed TXL», «Geely Coolray» и «Chery Tiggo 8 Pro». Эксперты считают, что в ближайшие пару месяцев «застоявшиеся» китайские машины будут продавать с дисконтом в полмиллиона рублей и больше.

- Сохранится ли тенденция падения стоимости китайских машин на протяжении всего 2023 года?

Мария Кипурова: Тех, кто хочет купить новый китайский автомобиль, специалисты «Открытие Авто» предупреждают о том, что январско-февральские скидки, скорее всего, явление временное. Поэтому, если вы решились приобрести такую машину, лучшего времени может и не быть. Уже к концу первого квартала эксперты ожидают 10-12-процентного роста цен на свежие модели китайского производства. Цены перестанут расти только после стабилизации рубля и насыщения российского рынка автопродукцией, а в условиях параллельного импорта эта задача не представляется реализуемой.

Кто нарастит долю на российском авторынке?

Аналитики «Открытие Авто» пока не видят иного варианта развития событий, кроме как рост объема ввозимых и реализуемых в России в 2023 году китайских машин.

- Какие марки китайских автомобилей являются самыми популярными у россиян?

Мария Кипурова: По данным блока автобизнеса банка «Открытие» в тройке лидеров, как по стране, так и в Пензенской области, Chery, Haval и Geely. Всего в прошлом году китайские бренды реализовали 123,5 тысячи машин в России. Это примерно те же цифры, что и годом ранее, но из-за ухода конкурентов и падения авторитейла в абсолютных показателях продаж доля «китайцев» выросла с 9% до 17% и, скорее всего, удвоится в этом году. Как отмечают наши эксперты, производители из Поднебесной могли бы получить еще большую долю рынка при скорректированной ценовой политике, но была выбрана стратегия получения максимальной прибыли с каждой сделки. С учетом роста конкуренции и выхода новых автоконцернов на рынок в 2023 году именно представители Китая, согласно прогнозам, завоюют треть всего автомобильного рынка в России, а доля «АвтоВаза» приблизится к 50%.

Ольга А.
Ольга А.