26 ноября 2024, ВТ, 01:36
5 октября 2022 Культура

Как новый проект Музея одной картины привлечет в Пензу еще больше туристов? (12+)

фото:Пенза-Взгляд

Скоро в уникальном учреждении Пензы – Музее одной картины – произойдет смена полотна (12+).

Сейчас там представлена работа Исаака Левитана «Тишина» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). А через несколько месяцев зрители смогут увидеть произведение Пауля де Воса «Ворона в павлиньих перьях» из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (Москва).

О работе над новым проектом рассказали директор Пензенской картинной галереи имени Савицкого Кирилл Застрожный и продюсер Марина Тарасова.

«В феврале 2023 года Музею одной картины исполнится 40 лет. Впервые за это время мы решились на неожиданный, достаточно рискованный проект – выставить не пейзаж, исторический сюжет или портрет, а сложный натюрморт», - отметил директор галереи.

Серый кардинал с претензией на маэстро

Автор работы – фламандский художник-анималист Пауль де Вос, ученик известного живописца Франса Снейдерса.

«Пауль де Вос – яркая тень. Яркая, но тень. В отличие от Снейдерса его знает только определенный круг людей. В основном он продвигал картины своего учителя, говоря современным языком, был его пиарщиком и продюсером. Такой серый кардинал», - рассказала продюсер фильма для нового проекта Музея одной картины Марина Тарасова.

При этом Пауль де Вос специализировался на изображении сцен охоты, а Снейдерс был непревзойденным автором по написанию птиц.  «Само обращение Пауля к изображению птичьего концерта – своеобразный вызов. Можно сказать, что эта картина стала для него судьбоносной работой», - объяснил Кирилл Застрожный.

Смысл картины глубже, чем кажется

Выбор пал именно на эту картину неслучайно. Ее сюжет основан на цитате из басни Жана де Лафонтена «Ворона в павлиньих перьях»: «Когда не хочешь быть смешен, держись сословия, в котором был рожден».

«Суть басни в том, что ворона, уйдя из своего вороньего сословия, попыталась попасть в сословие павлинов. Оттуда была с позором изгнана, но и воронами обратно не принята», - рассказал Кирилл Застрожный. По его словам, проблема, поднятая в 17 веке, остается актуальной до сих пор.

Все усилия не напрасны

Коллективу картинной галереи пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться экспонирования именно этой работы в Музее одной картины.  Почти за 40 лет существования учреждения в нем никогда не выставлялись полотна из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

«Работы из Эрмитажа были, из Третьяковки были, из Русского музея были. И не один раз. А вот пушкинский музей к этой идее относился достаточно сдержанно. Нам стоило немало организационных и творческих хлопот, чтобы убедить сотрудников ГМИИ имени Пушкина, что Музей одной картины готов для экспонирования шедевра из их коллекции», - отметил Кирилл Застрожный.

Совсем недавно произведение было отреставрировано, поэтому техническая служба ГМИИ имени Пушкина очень трепетно к нему относится. При этом доставка работы из столицы – достаточно сложный и дорогостоящий процесс. Картину привезут в Пензу на специальном транспорте под вооруженной охраной и будут разгружать вместе со специалистами московского музея.

В чем новизна?

По словам директора картинной галереи, работа Пауля де Воса будет неожиданной как для пензенцев, так и для гостей из других регионов.

«Зрители привыкли к тем полотнам, которые мы обычно размещали, а это совершенно другая задумка. С большим волнением жду премьеру, чтобы услышать разные мнения, я к этому готов. Будут довольные, будут не очень довольные, будут не понявшие и будут явно недовольные», - пояснил Кирилл Застрожный.

При этом новый проект он считает очередным шагом для второго рождения музея с точки зрения отражения современных требований.

Фильм второстепенен, картина важнее

Уже более семи лет для каждого проекта Музея одной картины снимается художественный фильм. «Он лишь предвосхищает открытие шедевра, картина – основная точка показа», - отметила Марина Тарасова.

Она рассказала, что над съемочным процессом трудится всего пять человек – сценарист, режиссер, оператор, монтажер и продюсер. В конце августа группа уже выезжала в Москву и на протяжении трех часов общалась с главным специалистом по фламандской живописи ГМИИ имени Пушкина Вадимом Садковым.

«Приглашаю всех жителей города посетить новый проект Музея одной картины, где на протяжении года будет демонстрироваться картина «Ворона в павлиньих перьях» из собрания Государственного музея изобразительных искусств. Вернисаж уже не за горами, и я надеюсь, что зрители получат немалое удовольствие от встречи с этим произведением», - рассказал специалист в ходе интервью съемочной группе.

Марина Тарасова отмечает, что работать над сценарием было непросто – его пришлось изменять несколько раз. В том числе с учетом советов Вадима Садкова, а иногда и рекомендаций от совершенно посторонних людей. К примеру, преподаватель по живописи из Нижнего Новгорода, зная о съемках, поделилась со съемочной группой ценной информацией, которая была взята на вооружение.

Главный голос фильма пока в секрете

Актерский состав фильма пока не определен – нужно «примерить» роли на людей. Всего по сценарию четыре героя разных возрастов. Продюсер фильма не исключает, что будут задействованы не только профессиональные актеры, но и просто узнаваемые люди.

Говоря о «фишках» проекта, Марина Тарасова рассказала, что озвучивать фильм будет известный голос. Кто именно, пока секрет.

«Сейчас у нас на примете три человека. Хотим выбрать именно тот голос, который, по нашему мнению, будет подходить к этой картине на сто процентов», - отметила продюсер.

Она пояснила, что основная траектория фильма будет проходить через личность незаурядного автора и его жизненный путь.

Сложности не останавливают

Готовиться к съемкам в Пензе начали за два месяца. Сложности возникли не только с написанием сценария, но и с подбором локаций – в городе не оказалось никаких строений, хотя бы немного напоминающих голландские.

Чтобы не обманывать зрителя, команда решила снимать фильм на театральных подмостках. Также в него будут добавлены фрагменты документального кино.

Задача – воспитать зрителя

Кирилл Застрожный признался, что изначально планировалось представить в ноябре другое полотно – традиционный голландский натюрморт 17 века из собрания Картинной галереи.

«Но там нет воспитательного, просветительского подтекста. А в картине Пауля де Воса есть: не пускай пыль в глаза, иначе окажешься не нужен ни там, ни там», - пояснил директор галереи.

При этом Марина Тарасова отметила, что фильм должен быть понятен людям разных возрастов. «У нас такой всеобъемлющий музей – и для детей, и для взрослых. Это здорово, но сложно! Если бы была задача снять фильм только для школьников – это одно. Но хочется не только влюбить в искусство детей, но и донести смысл картины до взрослых, потому что это типичная история из жизни, в которой каждый человек может узнать себя», - отметила продюсер фильма.

Гордость за музей

Тем не менее, проект обязательно привлечет внимание к Музею одной картины как к одному из главных культурных брендов Пензенской области. Последние четыре года учреждение занимает второе место в рейтинге региональных музеев, уступая только Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы».

«Достойное место для музея, в котором только три штатных работника. У меня двойственные чувства, когда я читаю такие новости: с одной стороны я очень рад за Музей одной картины, потому что это наш филиал; а с другой стороны отмечаю, что Картинная галерея оказалась только на третьем месте рейтинга», - отметил Кирилл Застрожный.

Музей помогает развивать внутренний туризм

Музей одной картины – единственный во всем мире, чем и привлекает внимание не только пензенцев, но и гостей из других регионов. Так, гости из Донецкой народной республики назвали учреждение «жемчужиной Пензенской области».

Нередко музей посещают и знаменитые гости. Среди них – актриса Мария Кожевникова, которая обязательно советовала посетить место всем гостям Сурского края.

Благодаря росту интереса зрителей к представленным проектам в Музее одной картин удалось добиться большой посещаемости – до 60 тысяч человек в год. «Жители многих регионов, зная, что мы ежегодно готовим новый проект в Музее одной картины, заранее строят планы на посещение нашего города», - рассказала Марина Тарасова.

Эта картина – точка отсчета для новых проектов

Заместитель директора Пензенской картинной галереи Дмитрий Бушмин рассказал, что интересна не только эта картина – с массой мелочей, но и вся фламандская живопись. «Она более помпезная и монументальная, чем голландская. Пауль де Вос – яркий пример того, что фламандская живопись актуальна и сейчас. Работы имеют дидактический характер и воспитывают зрителя, рассказывая, как не нужно», - отметил Дмитрий Бушмин.

По словам Кирилла Застрожного, картина также послужит точкой отсчета для новых проектов. В планах – создать выставку с работами фламандской живописи. А их в собрании Картинной галереи около сорока. Директор учреждения отметил, что все карты будут открыты только во время премьеры. Познакомиться с проектом можно будет по «Пушкинской карте».

Читайте также о том, что Кирилл Застрожный рассказал, как возрождался Музей одной картины в Пензе.

Шулемятьева Татьяна
Шулемятьева Татьяна