«Маркетплейс»: новые возможности на финансовом рынке для россиян
Волго-Вятское ГУ Банка России организовало пресс-конференцию «Маркетплейс 1.0 и 2.0 — новые возможности на финансовом рынке», участники которой подробно рассказали об удобстве нового сервиса для жителей России.
К участию в пресс-конференции были приглашены представители платформ, на которых уже сегодня можно удаленно получить финансовые услуги, ранее недоступные жителям населенных пунктов с неразвитой филиальной сетью банков.
Управляющий директор маркетплейса Московской биржи «Финуслуги» Игорь Алутин отметил, что в июне прошлого года был принят закон, который позволил лицензировать операторов финансовых платформ. Теперь эти организации могут идентифицировать клиентов, чтобы открывать для них счета и предоставлять разнообразные финансовые услуги в удаленном режиме.
Игорь Алутин объяснил принцип действия финансового маркетплейса: «Клиент видит рекламу на сторонней или нашей витрине, выбирает продукт (например, депозит), проходит регистрацию через учетную запись Госуслуг. Затем клиенту необходимо один раз пройти идентификацию, и последующее открытие любого счета в любом банке уже не потребует контакта с этим банком. Идет проверка по всем необходимым источникам, которые требует закон, после чего формируется оферта. После пополнения счета деньги автоматически отправляются в банк».
По словам Алутина, это чрезвычайно удобная форма взаимодействия как для банков, так и для физических лиц, особенно в небольших городах, где немного банков и невозможно выбрать лучшие условия. Банк, в свою очередь, получает нового клиента. «Наша задача – предоставить возможность оформить депозиты, накопительные счета, электронные ОСАГО. В этом год планируем запустить беззалоговые кредиты и простые облигации федерального займа для физических лиц», - перечисляет услуги маркетплейса Алутин.
Вполне вероятно, что уже в 2021 году подобным образом пользователи смогут оформить кредиты. «В связи с пандемией сокращено количество одобрений, и у 70 процентов обратившихся фактически нет возможности взять деньги в банках. В результате, они идут в микрофинансовые организации», - отметил спикер. На площадке маркетплейса потенциальному клиенту предложат широкий выбор вариантов займов, исходя из его кредитного профиля.
Советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская подтвердила, что главная цель проекта «Маркетплейс» - повышение доступности финансовых услуг для населения и предоставление возможности совершать сделки дистанционно.
По словам Чайковской, россияне активно пользуются агрегаторами по продаже товаров народного потребления и финансовых продуктов. До определенного момента в интернете можно было сравнить финансовые продукты, но нельзя было их купить. «Маркетплейс» дает возможность сделать это дистанционно с сохранением высокого уровня надежности, сказала представитель Банка России.
«Наше население очень восприимчиво к технологическим новациям - они у нас быстро приживаются. Финансовый рынок идет очень активно в этом направлении. Сегодня это мерило успешности, если занимаешься дистанционными продажами», - отметила она.
Елена Чайковская подчеркнула, что в рамках финансового «Маркетплейса» удалось сделать процесс полностью безбумажным.
В настоящее время работать с новым инструментом могут, по словам представителя ЦБ, могут только физические лица, однако в Банке России ждут принятия закона, который заложит аналогичные возможности и для юридических лиц. Речь, главным образом, идет о предоставлении заемных средств малому и среднему бизнесу.
Заместитель генерального директора по основной деятельности АО «ВТБ Регистратор» Максим Гецьман в качестве конкурентного преимущества данной площадки отметил то, что поставщиком продуктов здесь является эмитент, и привел в пример облигации Томской области, которые можно приобрести на маркетплейсе. «Человек заходит на площадку, выбирает продукт, знакомится с дополнительными сведениями о нем, после чего происходит удаленная авторизация через Госуслуги и дозаполняются некоторые реквизиты, например, расчетный счет на который идут выплаты купонного дохода. После этого оплата, в режиме реального времени мы получаем сведения о ней, происходит работа внутри регистратора о зачислении ценных бумаг и о том, что сделка завершена», - кратко описал он процесс покупки финансового продукта.
Гецьман не согласился с мнением о том, что «Маркетплейс» является конкурентом биржи. «Это разные контингенты лиц и разные продукты. Есть люди, которым неинтересен выход на биржу, а интересен продукт, который, условно, можно держать в кармане. Мы ориентированы на неторгуемые на бирже финансовые продукты, которые не привязаны к объему размещения, к прохождению дополнительной оффлайн-идентификации. Наша работа ориентирована на долгосрочного потребителя», - заявил выступающий.
Управляющий директор по репозитарной деятельности Национального расчетного депозитария Анастасия Киселева рассказала о хранении информации, которая поступает в учреждение по итогам заключенных сделок. «Регистратор финансовых транзакций (РФТ) является репозитарием юридически значимой информации, то есть, вне зависимости о того, какой продукт приобретен, вся информация будет доступна в РФТ. После регистрации транзакции человек уведомляется, что он действительно совершил такую сделку на Маркетплейсе. Регистрация транзакции может быть при необходимости использована в суде», - отметила Анастасия Киселева.
После выступлений спикеры ответили на вопросы журналистов по финансовому «Маркетплейсу».